Одной из самых выдающихся школ античной философии считается стоицизм – философская система, сложившаяся в III–II веках до н. э. в Греции, а позже усвоенная и Римом. Новая книга профессора философии в Сити-колледже университета Нью-Йорка Массимо Пильюччи – «Счастливая жизнь: Руководство по стоицизму для современного человека» – посвящена воззрениям Эпиктета, римского философа-раба, одного из самых ярких представителей стоицизма.
На русском языке книга вышла благодаря издательству «Альпина нон-фикшн», с любезного разрешения которого мы публикуем фрагмент, посвященный реализации проекта автора «Стоицизм 2.0». Массимо Пильюччи подробно излагает несколько тем, в рамках которых его подход к стоицизму расходится с воззрениями Эпиктета.
Бог или атомы
Это, возможно, самая радикальная новация, вносимая мной в Стоицизм 1.0, – и она уже вызывала споры среди стоиков, как в научных кругах, так и в широкой публике. По этой причине я должен с предельной ясностью изложить, что именно мной предлагается и почему это делается.
Античные стоики были пантеистами, то есть они верили, что бог пребывает внутри космоса и идентичен природе. Вновь привожу свидетельство Диогена Лаэртского:
Бог, ум, судьба и Зевс – одно и то же, и у него есть еще много имен… Слово «мир» они употребляют трояко. Во-первых, это сам бог… Во-вторых – само это мироустройство, то есть звездный мир. В-третьих – это совокупность того и другого. (Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. С. 287.)
Идея заключалась в том, что космос пропитан единой субстанцией, пневмой (буквально – дыханием), по-разному проявляющей себя в зависимости от степени ее «сгущения». Нижняя степень присуща всему сущему, в том числе и неодушевленным объектам; средняя степень отличает живые организмы; наивысшая степень (логос) наличествует только в организмах, наделенных разумом. В последний разряд попадают вселенная как целое, воспринимаемая как разумный живой организм, и, конечно же, люди, являющиеся буквально крупицами организма космического.
Из описанной теории стоики выводили свое представление о провидении. Эпиктет использует метафору ноги, наступающей в грязь (Цит. по: Беседы Эпиктета. – М.: Ладомир, 1997, Кн. II, 6. 9–10), обращая внимание на то, что сама нога не собирается измазаться, однако, если бы она понимала, что связана с живым телом, вынужденным пересечь грязную улицу, чтобы попасть домой, то с радостью бы выполнила свою миссию. Аналогично и мы должны радоваться – одобряя, а не просто принимая все, что с нами происходит, поскольку в происходящем заключается благо для вселенной.
Обратите внимание, насколько заметно это отличается от общепринятого христианского воззрения на провидение.
Натягивать античных стоиков на современный материализм – всё равно что натягивать сову на глобус. Пантеисты, это прежде всего мистики, а автор ставит в вину философам, что они де за последние 5 столетий не сделали научных открытый… так они, на минуточку, и не пытались. Хорошо, что явным образом он не ставит в вину Эпиктету и Диагену, что они не читали трудов Дарвина, но вывод такой напрашивается. В смысле нео-стоицизма тот же Насим Талеб выглядит куда как адекватнее этого дяди.
---
Еще вики говорит, что интервью автора для какого-то русского журана было внесено роскомнадзором в реестр запрещённой информации, интересно даже что он мог такого сказать, что расстроило местную цензуру.
https://novayagazeta.ru/news/2019/08/29/154793-roskomnadzor-zablokiroval-zhurnal-krot-iz-za-intervyu-s-professorom-filosofii-o-stoitsizme
Стоицизм - был, да и остается, в принципе, гуманной философско-религиозной картиной мира европейского происхождения. Она уникальна. Если бы не христианство, мир, при господстве стоицизма, был бы совсем иным, надеюсь, более гуманным и справедливым. По меньшей мере не сжигали бы на кострах и в избах, не издевались бы в пыточных, не привлекали к уголовной ответственности за прозелитизм и агитацию за прозелитизм, не дрались бы между за собой за приходы и доходы от них, не истовствовали бы от религиозной ненависти и вражды, в том числе к науке. Но суть человеческой жизни заключается в том, что побеждает не гуманное и искренне стремящееся к познанию сути вещей и справедливого, а наглое, более активное и лживое, побеждают страхи, фантазии и мистические умопомрачения...
а, еще один хвелософ... Твоё дело -- кричать "свободная касса!", а не трындеть о токсичных травмах от системно-расистской мизогинии в меняющемся климате