Китайские власти продолжают зачистку частного сектора, и в первую очередь — IT-гигантов. Сейчас под их каток попала сфера частного образования, которая бурно развивалась в последние годы — во многом за счет инвестиций из-за рубежа.
В Китае многие семьи из среднего класса нанимают для своих детей репетиторов, чтобы подготовить их к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзаменам в институты и университеты. Инвестиции в дополнительное образование в последние полтора года были на подъеме. Объем сектора еще в середине прошлой недели оценивался в $100 млрд. В нем заняты сотни тысяч преподавателей. Только без малого в тысяче учебных центров крупнейшей в Китае образовательной компании TAL Education работает около 45 тысяч человек.
На китайском рынке частного образования доминируют три крупные компании: TAL Education, New Oriental Education и Gaotu Techedu, акции которых торгуются на американских биржах. COVID-19 сделал сектор частного образования эффективной рекламой для интернет-гигантов, включая Baidu и Tencent. Неудивительно, что репетиторство попало под раздачу Компартии, которая не снижает накала борьбы с IT-сектором.
Правительство КНР разработало реформу, направленную на то, чтобы сделать образование доступным для всех. Для уравнивания учащихся из бедных и богатых семей власти не стали придумывать сложные схемы, а прибегли к испытанному способу кнута, но без пряника. Компаниям, занимающимся частным образованием по школьной программе, запретили получать прибыль от основной деятельности, привлекать иностранные инвестиции, за счет которых многие из них развивались, и продавать акции на биржах.
Реформа больно ударит по инвесторам из-за рубежа. Так, например, принадлежащий SoftBank Vision Fund, а также Tiger Global и Sequoia China, вложившие огромные деньги в образовательные приложения Zuoyebang и Yuanfudao, теперь не смогут обналичить свои инвестиции, сделав вышеперечисленные компании публичными.
Среди новых правил, о которых официально было сообщено 24 июля, — запрет на работу с детьми на каникулах и в выходные дни, то есть в главное время работы образовательных и репетиторских компаний; запрет на обучение детей до шести лет; а также требование уволить всех иностранных преподавателей по идеологическим соображениям.