Владимир Путин с министром обороны Сергеем Шойгу (слева) и начальником Генерального штаба Вооружённых Сил Валерием Герасимовым

Владимир Путин с министром обороны Сергеем Шойгу (слева) и начальником Генерального штаба Вооружённых Сил Валерием Герасимовым

Фото: пресс-служба президента РФ

Россия, похоже, близка к тому, чтобы полностью отказаться от существовавшей более полувека системы испытаний стратегических ракет и постановки их на боевое дежурство. Инспектируя Красноярский машиностроительный завод, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что летные испытания новейшей жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) шахтного базирования «Сармат» начнутся в 2021 году, а завершатся уже в 2022 году. При этом в ракетные войска новая ракета поступит тогда же: «В 2022 же году у нас первый полк должен поступить на вооружение в РВСН. Конкретное место говорить не буду, неподалеку». Ранее СМИ сообщали, что к приему «Сарматов» готовится Ужурская дивизия РВСН, развернутая в Красноярском крае.

О «Сармате» Владимир Путин с восторгом говорил в 2018 году в своем ставшем знаменитым Послании Федеральному собранию. Было объявлено, что эта сверхмощная ракета способна доставить на тысячи километров до десяти ядерных боеголовок. Именно «Сармат» станет средством преодоления американской системы противоракетной обороны, которая грозит нарушить стратегическое равновесие (впрочем, она еще не создана и неизвестно, будет ли создана когда-либо). Во-первых, именно на «Сарматах» предполагается установить другое российское «чудо-оружие» — планирующие блоки «Авангард», способные маневрировать во время полета к цели. В настоящее время из-за отсутствия достойного носителя два «Авангарда» установлены на ракетах УР-100Н УТТХ, произведенных еще в СССР и полученных в начале 2000-х в счет украинских газовых долгов. Во-вторых, «Сармат», как утверждают, способен атаковать США, летя не только по «традиционному» маршруту — через Северный полюс, но, выйдя на суборбитальную траекторию, и через полюс Южный. Что исключит всякую возможность перехвата.

Слова и дела

Одна беда — после победного выступления Путина с замечательным «Сарматом» что-то не задалось. Ракету, которая, как сообщали СМИ, была «практически готова» еще к 2016-му, вот уже пять лет не удается испытать. В 2017 году прошли только так называемые бросковые испытания: когда проверяется способность порохового заряда вытолкнуть полновесный макет ракеты из шахты. А дальше — тишина. Каждый год важные чины как в оборонке, так и в военном ведомстве — главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, заместитель министра обороны Алексей Криворучко, вице-премьер Юрий Борисов — обещали, что испытания вот-вот начнутся. А потом ускоренными темпами должно было пойти и развертывание новых ракет в дивизиях РВСН. «Я лично контролирую, занимаюсь в деталях той работой, которую мы сейчас ведем по созданию нового боевого стратегического межконтинентального ракетного комплекса «Сармат». И когда его поставят на вооружение (надеюсь, скоро), буду считать одну из задач в своей жизни выполненной», — не без патетики заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Но несколько лет не происходило ровным счетом ничего. Испытания все не начинались и не начинались. На официальном уровне начальство не затрудняло себя объяснениями. На неофициальном же всё оправдывали затянувшейся подготовкой полигона и традиционным воровством при этом. В частности, сообщалось, что из 3,2 миллиарда рублей, выделенных Роскосмосу на подготовку испытаний, около миллиарда могло быть выведено и обналичено через цепочку однодневок.