Министр обороны РФ Сергей Шойгу

Министр обороны РФ Сергей Шойгу

Фото: MOD Russia / via Globallookpress.com

Министра обороны Сергея Шойгу вдруг стало очень много в информационном пространстве. По упоминаниям в СМИ он прочно занял второе место, уступая лишь Владимиру Путину. Практически каждый день Шойгу выдает что-то, что с удовольствием цитируют и комментируют издания самой разной политической направленности. Тут и предложение построить в Сибири пяток городов-миллионников, и рассуждение о том, что государство гибнет, «разлагаясь изнутри». Либеральная общественность была ввергнута в шок, когда министр заявил, что ему «посчастливилось и повезло» работать с бывшими лидерами Югославии, которые были осуждены Гаагским трибуналом за преступления против человечности. Сказать честно, я не стал бы придавать этим словам уж слишком большое значение.

Напомню, в том же выступлении Шойгу назвал образцом патриота Мстислава Ростроповича. И добавил к списку тех, кого считает гордостью страны, Евгения Евтушенко, Булата Окуджаву и Андрея Вознесенского. Соединение в одной голове ощущения счастья от общения с организаторами массовых убийств и безграничного уважения к Ростроповичу и Окуджаве представляет собой явный когнитивный диссонанс, коим Сергей Кужугетович уж точно не страдает. Рискну предположить, что, будучи опытным и вполне циничным политиком, он желает привлечь симпатии как тех, кто считает, что Младич и Караджич сопротивлялись натовской агрессии, так и своих ровесников, для которых многое значат имена Окуджавы и Вознесенского. Это не слишком нравственно, но о реальном отношении к тем или иным знаковым фигурам не говорит ничего. Министр демонстрирует куда большую пиар-активность, чем другие политики, вошедшие в федеральную «пятерку» «Единой России». Из чего следует, что народные симпатии вдруг стали ему нужны. Нетрудно предположить: его амбиции распространяются куда дальше поста спикера Госдумы, на который его усиленно сватают «информированные источники».

Зачем армии контрактники

Если так, то куда любопытнее его взгляды на строительство Вооруженных сил, то есть на ту сферу госуправления, которой он непосредственно руководит последние восемь лет. Естественно, в последние дни он много говорил и на эту тему. Выступая перед разными аудиториями, Шойгу не уставал подчеркивать: армия должна стать профессиональной, в увеличении количества призывников нет никакого смысла. При этом Шойгу демонстрировал сугубо технократический и утилитарный подход. Современные вооружения, которые заботами министра все время поступают в Вооруженные силы, требуют, чтобы их обслуживали люди, которых нельзя подготовить за год срочной службы. Министр уверял, что профессионализация Вооруженных сил делает возможной некую «синхронизацию» в подготовке контрактников с графиком поступления военной техники в войска.