Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Некомпетентность или обман со стороны сотрудников

Сразу оговорюсь, что одного универсального метода, который поможет точно понять, что у компании деньги распределяются неправильно, не существует. Однако можно с уверенность утверждать, что для всех типов бизнеса оправданно проведение аудита расходов, закупок и продажи товаров и услуг. Обычно подобный аудит проводят в два этапа.

Первый этап — аудит расходов. Это проверка, по каким ценам закупаются товары и услуги для компании. Здесь важно два момента: какие цифры отражены в отчетах, а какие использованы на самом деле; насколько они отличаются от показателей рынка. Часто речь даже не идет о целенаправленном обмане — дело в элементарной некомпетентности. Сотруднику просто лень проверить цены, которые прислал руководитель по закупкам, а владелец бизнеса не потрудился сравнить цифры на трех-четырех сайтах.

Для контроля цен и ситуации на рынке часто прибегают к тендерам — это удобный способ собрать данные и понять, сколько стоит та или иная услуга или конкретный товар. Хотя и здесь тоже может крыться проблема — тендеры не всегда бывают честными. Например, зачастую составляется такое техническое задание, по критериям которого победить может только одна компания. При этом под нее подгоняют и цены, и все остальные условия. Понятно, что такого рода «тендер» никак не способствует пониманию реальной ситуации на рынке.

Покончив с аудитом расходов, можно переходить ко второму этапу — аудиту продаж. Это проверка, по какой цене реализуются ваши собственные товары и услуги, а также контроль реального объема продаж против учтенного в документах. Недавно был любопытный кейс с одним из коливингов.