Офис Росфинмониторинга. Фото: Павел Черемисин / ТАСС

Офис Росфинмониторинга. Фото: Павел Черемисин / ТАСС

В интернете часто можно встретить противоречивые публикации о том, как в России применяется закон о противодействии легализации преступных доходов (115-ФЗ). Это истории о блокировках счетов честных предпринимателей, арестованных Центральным банком деньгах, полной остановке бизнеса и последующем запрете на открытие банковских счетов.

Однако опыт показывает, что многих проблем предпринимателей с банками можно избежать при должном отношении к бизнесу, части проблем вовсе не существует, а о некоторых, более существенных, открытые источники умалчивают.

Погружение в антиотмывочное законодательство лучше начинать с основ его возникновения. Банковский надзор существует во всех развитых странах, поскольку именно финансовые организации являются основным инструментом для введения в легальный оборот преступных денег. Локомотивом развития антиотмывочных норм в мировых масштабах является FATF (Financial Action Task Force – Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). Долгое время эта международная организация относила Россию к странам с очень высоким риском легализации преступных капиталов, что стало одной из причин принятия российского закона о противодействии отмыванию денег в 2001 году.

Его можно условно разделить на две ключевые составляющие. Первая часть – положения о борьбе с террористами и экстремистами, список которых опубликован на сайте Росфинмониторинга.

Вторая часть – борьба с иными потенциальными средствами легализации, к которым, к примеру, относится распространенная в России оптимизация налогообложения через использование серых и зачастую противозаконных схем: дробление бизнеса, покупка технического НДС, уход от уплаты налогов, обналичивание выручки, вывод денежных средств со счетов через займы учредителям, серые зарплаты, перевод денег за границу или в офшорные зоны и т. д. и т. п.

Эту часть закона принято называть предпринимательской, и именно ей посвящена моя статья.