Александр Бастрыкин, мыслитель. Фото Антон Луканин/ ИТАР-ТАСС

Это будет совсем простая история. Не про выборы, не про больших государственных людей, даже не про деньги, которые большие государственные люди прячут в офшорах. Про совсем маленького человека, надо думать — не особенно счастливого. Не особенно умного, не особенно интересного даже — я перелопатил публикации многих региональных СМИ, но так и не смог выяснить, как его зовут. Никому — даже на родине у него — не интересно, как его зовут. Мужчина без определенного места жительства, сорока лет, ранее судимый, возможно, страдающий психическими расстройствами.

Миасс, Челябинская область, осень, ночь. Обеспокоенные местные жители звонят в полицию — кто-то жжет костер на Вечном огне у мемориала «Скорбящая мать».

Мемориал — бетонный параллелепипед с профилем воина, фигура женщины со слезами на глазах, Вечный огонь — открыли в 1967 году. Больше пяти тысяч жителей Миасса ушли на войну и не вернулись, это в память о них. На плитах, обрамляющих памятник, — имена погибших. Список растет — там есть уже и те, кто остался в Афганистане, и те, кто остался в Чечне, и жертвы советских репрессий. У России хватает поводов для скорби. И мы понимаем, что будут новые поводы.

Не нужный, но яркий (буквально) факт. В 2013 году мемориал почему-то покрасили в розовый цвет, и это смущало жителей. Потом перекрасили. Теперь он серый.

Полиция сработала грамотно, поджигателя выследили по камерам наблюдения и задержали. Это и был тот самый бездомный. Как выяснилось, он замерз и пытался согреться, а также — просушить носки. Жег в Вечном огне пластмассовые венки, венки оплавились и повредили конструкцию. Ее демонтировали, предстоит реставрация. Вечный огонь на время погасили.

Против бездомного возбудили дело по статье «Вандализм».

Пособник Гитлера

Меня не покидает ощущение, что местные полицейские пытались проявить своеобразный гуманизм: «Вандализм», статья 214 УК РФ, предусматривает для преступника-одиночки либо штраф в 40 тысяч рублей, либо исправительные работы, либо арест на три месяца. Похоже ведь, что они просто хотели дать несчастному человеку возможность перекантоваться в теплом спецприемнике, пережить зиму? Оштрафовать-то его точно бы не получилось.

Но вандалу не повезло. О его деле узнал Александр Бастрыкин, глава СК. А Бастрыкин — он не только видный силовик, он еще и выдающийся историк (теперь все историки). Он выступал с докладом на форуме «Уроки Нюрнберга» и вообще, похоже, всерьез интересуется темой Великой Отечественной.