Фото: Ленфильм
Идет чукча по тундре, смотрит — геолог. «Ты кто?» — «Я начальник партии». Чукча карабин с плеча р-раз, шарах! и геолога насмерть. Потом трубку набивает, раскуривает и говорит так раздумчиво (исполнитель изображает экранную манеру артиста, играющего этнический типаж «старого мудрого дикаря»): «Враг, однако. Чукча знает, кто начальник Партии!»
Анекдоты «про чукчу», в которых абсурдно сталкиваются две модели поведения, «дикарская» и «цивилизованная», были чрезвычайно популярны в брежневском СССР, не забыты они и сегодня. Согласно распространенной (но неподтвержденной) версии, у этих историй, в отличие от большинства анекдотических сюжетов, был конкретный автор — видный советский и российский писатель Юрий Рытхэу (1930–2008), писавший на чукотском и русском языках.
Впрочем, известный антрополог, культуролог и историк литературы Вадим Михайлин в своей новой книге «Бобер, выдыхай!: Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции» (готовится к печати в издательстве Новое литературное обозрение) прослеживает корни «чукотских» историй в более далекое прошлое и возводит его к советскому «колониальному» кино, — прежде всего к фильму Марка Донского «Алитет уходит в горы» (1949) и картине Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» (1966).
Подробнее об этом — в отрывке из главы «Всесоюзный туземец. Чукча в анекдоте и в кино», который мы публикуем с любезного разрешения издательства. (Дисклеймер: в тексте много «колониальных» анекдотов!)