Начну с цитаты, она широко разошлась. Из свежего Владимира Путина: «Вот Петр Первый Северную войну 21 год вел. Казалось бы, воевал со Швецией, что-то отторгал… Ничего он не отторгал, он возвращал! <…> Когда он заложил новую столицу, ни одна из стран Европы не признавала эту территорию за Россией, все признавали ее за Швецией. А там испокон веков наряду с финно-угорскими народами жили славяне, причем эта территория находилась под контролем российского государства. <…> Чего полез туда? Возвращал и укреплял — вот что делал».

И теперь придется заняться, в общем, глупым делом — поделиться сведениями, почерпнутыми в открытых источниках.

Конкретики президент-историк Путин не дает, но, видимо, говоря о «контроле российского государства», он имеет в виду, что земли, где теперь Санкт-Петербург, давным-давно относились к Новгороду (замечу: в то время — самостоятельному государству).

Пунктиром:

1. Первое (фиксируем) поселение на месте Санкт-Петербурга — шведское, и это крепость о восьми башнях, называлась она Ландскрона, появилась в 1300 году.

2. По Ореховскому вечному мирному договору 1323 года между Новгородом, тогда все еще самостоятельным государством, и Швецией большая часть того, что сейчас Санкт-Петербург, досталась Новгороду.

3. То же самое подтвердил следующий, 1595 года, Тявзинский вечный мирный договор, он заключен уже российским государством (Новгород утратил независимость в 1478 году) и опять-таки Швецией.

4. По Столбовскому мирному договору 1617 года те земли, где сейчас Санкт-Петербург, отошли Швеции, на месте Санкт-Петербурга был город Ниен и крепость Ниеншанц.

5. В 1656 году воевода и дипломат Петр Потемкин взял Ниеншанц, но в 1658 году вынужден был оставить его.

6. В 1700–1721 годах Россия и ее союзники по Северному союзу — Саксония, Датско-Норвежское королевство, Речь Посполитая, а позднее еще Пруссия, Мекленбург и Ганновер — воевали против Швеции и победили. По мирному договору Россия получила в том числе Санкт-Петербург, уже вовсю строившийся.

Теперь подробности.