President of Russia / Global Look Press
Европа гадает — возобновит ли «Газпром» прокачку газа по «Северному потоку» после остановки на плановый ремонт с 11 по 21 июля. Эксперты G7 разрабатывают меры по установлению потолка цены для российской нефти, чтобы не дать России использовать сверхдоходы на войну. Российская пропаганда с удовольствием рассказывает, как будут мерзнуть этой зимой европейцы, а суда-газовозы с американским сжиженным природным газом (СПГ) изменили азиатским маршрутам в пользу европейских. По сути, Россия уже вступила в войну с Европой и США, где оружие — это российские энергоносители и доходы от их экспорта. Запад старается эти доходы уменьшить, Россия старается его за это наказать и перенаправляет потоки нефти в Азию. Оперативную обстановку на «поле боя» и шансы каждой из сторон на победу «Деньги» обсудили с одним из лучших российских экспертов по нефтегазовому рынку, партнером информационно-консалтингового агентства RusEnergy Михаилом Крутихиным.
— Самая острая тема сейчас — остановка «Газпромом» на 10-дневную профилактику, до 21 июля, «Северного потока». Ремонт вроде бы плановый, но все напряглись. Потому что прокачка газа в Европу снижалась уже до этой профилактики: то говорили, что снижение перекачки в Германию обусловлено тем, что Канада не отдает турбину с газоперекачивающей станции, то просто снижали прокачку газа, например, для Италии. При этом другие газопроводы не используются, в том числе — и проходящие по Украине, хотя там и российские, и украинские войска очень аккуратно обходили эти газопроводы и, в общем-то, никакой особой опасности в их использовании не было. С вашей точки зрения, правы ли те, кто опасается, что «Северный поток» и после 21 июля не будет запущен? Тем более, что «Коммерсантъ» уже подсчитал, что турбина в любом случае не успеет до 21 июля добраться до России, потому что вначале пойдет в Германию, а оттуда уже поплывет в Россию. Ну и, конечно, контролирующие органы после проведения плановых работ могут найти недочеты, не позволяющие возобновить перекачку газа…
Вот с вашей точки зрения — это все рабочие моменты или элементы газовой войны со стороны России?
— Далась вам эта турбина! На компрессорной станции, которая прокачивает газ через Балтийское море, стоит восемь — восемь! — газоперекачивающих агрегатов. И одна турбина в одном из этих агрегатов никакой погоды не делает. Даже ее отсутствие нисколько не должно было помешать прокачке по плану такого объема газа, который требуется для Европы, в данном случае — для Германии. Эти турбины, эти компрессорные установки, газоперекачивающие агрегаты — они работают не все сразу, по очереди, поэтому там вполне можно было бы нормально работать.
Так что турбина — это только предлог. Вот под этим предлогом, во-первых, очень сильно сократили прокачку по «Северному потоку». Во-вторых, когда ставили на профилактику «Северный поток» в предыдущие периоды, то недостающие объемы газа переносили для транспортировки на другие маршруты. А сейчас этого сделано не было.
— А на какие маршруты переносили?
— Первый маршрут — «Ямал-Европа», это трубопроводы, которые идут через Беларусь и Польшу в Германию. То есть, та же точка назначения — Германия, как и для «Северного потока». Но, как известно, российское правительство подвергло компанию-оператора польского участка этого маршрута контрсанкциям. Поэтому «Газпром» прекратил прокачку по этому маршруту. Есть еще Украина. Да, действительно, там очень много запасных мощностей, которые позволяли бы еще две Европы удовлетворить газовыми потоками из России, но «Газпром» не стал подавать заявки на дополнительные объемы, а по тому маршруту, где до сих идет пор прокачка, все сокращено до минимума. Есть опасения, что «Газпрому» придется просто платить украинской стороне за то, что он не прокачивает столько, сколько полагается по контракту.
— То есть, «Газпром» готов даже платить за отсутствие прокачки?
— Ему придется платить Украине неустойку, если он не выберет законтрактованные объемы прокачки. Но «Газпром», судя по всему, не выполняет даже те долгосрочные контракты, которые у него есть с европейскими потребителями. Да, он известил немецкие, итальянские, австрийские фирмы о том, что он поставит им меньше газа. Но я не исключаю, что если это все продолжится, они тоже будут требовать компенсации, поскольку «Газпром» не выполняет контрактные обязательства.
— А насколько велики могут быть эти компенсации?
— Я сейчас об этом сказать не могу, потому что мы не знаем, какова будет недостача поставки газа.
Теперь такой вопрос. Действительно, в Европе очень сильно беспокоятся по поводу того, что пройдет 10-дневный период профилактики-осмотра-ремонта, и «Газпром» не возобновит работу «Северного потока». К этому готовятся, об этом громогласно объявляют политики, наблюдатели, аналитики, и во Франции, в Австрии, в Германии и в других странах к этому готовятся.
Почему это возможно? Потому, что «Газпром» явно сокращает поставки газа не по техническим причинам, а по указанию российского президента. Причем, к настоящему времени сократил примерно в 5 раз, по сравнению с нормальной ежедневной прокачкой. Судя по всему, это сокращение имеет политический смысл: это такой газовый шантаж Европы.
«Ах, вы там в Европе собрались обходиться без российского газа, программу сокращения зависимости от «Газпрома» составили, через несколько лет готовы будете действительно обойтись без нашего газа? Так мы вам сейчас покажем, во что превратится Европа, если она не будет получать российский газ».
Вот, судя по всему, в такой логике сейчас и работает «Газпром». И эти 10 дней профилактики «Северного потока» — они даются Европе на то, чтобы одуматься. Во всяком случае, по замыслу Москвы.
Судя по всему, Европа не одумается, и будет продолжать работать в двух направлениях.