Зима была печальна и жестока,

Свирепствовала всюду голодуха.

Стонали люди в тягостном кошмаре

И умирали с голоду, как мухи.

По всем дорогам можно было видеть

Убийственные страшные картины:

Валялись трупы мерзлых проходимцев,

Как дровяные пни иль комки глины.

В глухих деревнях многие семейства

За раз все вместе или в одиночку

Беспомощно и тихо умирали,

Поставив над собой крест и точку.

А утром председатель исполкома

С толпой крестьян, закутанных в тулупы,

Сбирал подводой из домов несчастных

Окоченелые худые трупы.

И в городах на кладбищах печальных,

Не успевая вырывать могилы,

Копали ямы большего размера

И мертвецов в них, как навоз, валили.

Обычным делом было очень многих

Грабеж, убийство, воровство, мошенство

А некоторые, безумцы явно,

Сознательно дошли до людоедства.

А сколько мук голодного томленья

Пришлось мне испытать за зиму эту.

Я чуть не умер в холоде голодном,

Но, знать, не суждена мне смерть — поэту.

Два месяца зимы холодной

Провел в дороге на подводах,

В разъездах в Оренбургском крае,

В нужде, печали и страданьях.

***

Место действия — Бузулукский уезд Самарской губернии, время — начало двадцатых годов. Страшное время. В Поволжье голод. Съедено все. В деревнях нет животных. Никаких. Даже собак и кошек. Теперь это тоже еда. Иногда и люди — тоже еда. Случаи людоедства — не выдумка. Власти отлавливают людоедов, фотографируют — вместе с частями человеческих тел, которые те не успели приготовить и съесть. Но и сами крестьяне отлавливают и убивают людоедов — все-таки и в этих условиях они не могут простить последнего шага за грань человечности.

Голод в Поволжье. Листовка, обличающая людоедов.

Мысли выживших — только о еде. Мертвых сваливают на кладбищах в кучи, чтобы похоронить весной. У живых нет сил копать мерзлую землю. Возле груд мертвецов — сторожа: трупы могут украсть и съесть.

Плохо везде, но Бузулукский уезд — один из настоящих эпицентров голодного взрыва. В деревнях пустые дома без крыш — потому что солома это тоже еда. Кто не умер — тот пытается бежать. Изможденные, похожие на скелеты беженцы забивают вокзалы и пристани.

В Бузулукском уезде работают квакеры — организация «Международная помощь друзей». Их миссия прибыла в Бузулук еще до Февральской революции и большевистского переворота: идейные пацифисты, считавшие своим призванием помощь тем, кто страдает, решили облегчить жизнь многочисленным беженцам из западных губерний, которых Первая Мировая выгнала в хлебное тогда Поволжье. Так и остались, и советская власть не мешала им действовать.

Когда начался жуткий трехлетний голод, помочь Советской России хотели и Фритьоф Нансен, и Герберт Гувер со своей «Американской администрацией помощи» (АRА). Но от звезд мирового масштаба Советы ждали подвоха, скандала, критики, возможно, — попыток вмешательства в государственные дела. Покушения на суверенитет, как теперь бы сказали. Их долго мурыжили и разрешили работать, только когда поняли, что Поволжье может попросту обезлюдеть. Совсем.

От тихих сектантов, которых не заботил даже религиозный прозелитизм, ничего такого не ждали. Хотят спасти — пусть спасают. И они продолжили спасать. Везли продовольствие из Лондона и из Америки, организовывали пункты вакцинации — где голод, там и болезни. Некоторые навсегда остались с теми, кому пытались дать шанс, на кладбищах в Бузулуке.

Голод в Поволжье. Грузовик квакеров с зерном. Фото: Courtesy Friends Historical Library of Swarthmore College.

Памятник им собирались поставить, но, кажется, так и не собрались. За подробностями интересующихся отсылаю к книге Сергея Никитина «Как квакеры спасали Россию».