А вы знаете что в Москве есть улица Пруд-Ключики? Так и называется: Пруд-Ключики.

И нам как раз туда. Не только из-за названия. Тут, на улице Пруд-Ключики (а также на соседних улицах с куда менее изощренными названиями: 1-я Кабельная, 2-я Кабельная, 1-й Кабельный проезд, 2-й Кабельный проезд) в 1928–31 годах был построен соцгородок Дангауэровка. И это один из самых интересных конструктивистских проектов Москвы.

Панорама Дангауэровской слободы. Фото 1947 года. Слева здание школы, справа парк, который сейчас называется Парком 60-летия Победы, а за парком как раз улица Пруд-Ключики.

Разумеется, по мере развития социализма этот задуманный и спроектированный Михаилом Мотылёвым соцгородок прекрасного будущего все больше превращался в неопрятное месиво из промзон, режимных объектов и панельных зданий разной формы и высоты. Но и сейчас тут угадываются контуры того замысла, а главное, осталось довольно много красивого конструктивизма. И самих домов, и дворов, по которым интересно и уютно гулять.

Так что надо ехать к метро «Авиамоторная», а потом идти на улицу Пруд-Ключики. Кстати, самый красивый дом находится как раз на ней — самый крайний, возле железной дороги. В отличие от остальных домов, он стоит наискось и так причудливо изогнут, что со всех сторон (со двора, с улицы и из парка) смотрится совсем по-разному. Но и там, и там создает дисгармонию линий, которое притягивает внимание и формирует насыщенность пространства.

Улица Пруд-Ключики, д.5. Тот самый крайний дом. Вид по ходу улицы.

История СССР на примере одного района

Дангауэровская слобода возникла в 70-х годах XIX века вокруг заводов котельно-литейного «Товарищества Дангауэра и Кайзера». В 1917 году завод был национализирован и переименован в «Котлоаппарат», а в 1931-м, к моменту завершения строительства соцгорода, стал называться «Компрессор».

Дангауэровка. Обратите внимание, что в этом доме надстроен мансардный этаж.

По замыслу Мотылева, «Дангуэровка» должна была стать частью «Электрогородка» — огромной культурно-промышленной зоны, где жилые кварталы должны соседствуют с современными промышленными предприятиями. В итоге в начале 30-х построили три жилых дома и бросили это дело. Просто застроили все заводами, а на жилые кварталы забили. Кое-где в качестве уплотнения втиснули сначала кирпичные «сталинки», потом хрущевки, а потом и брежневские панельные дома. Такая вот вышла история СССР.