Центральный антирелигиозный музей был открыт «Союзом воинствующих безбожников» в 1929 г. в церкви Страстного монастыря в Москве, а после сноса монастыря переехал в здание на ул. Каляева (ныне Долгоруковская ул.), построенное на месте другой разрушенной церкви.  Музей, просуществовавший до 1947 года, должен был стать флагманом борьбы с «религиозными пережитками».

Центральный антирелигиозный музей был открыт «Союзом воинствующих безбожников» в 1929 г. в церкви Страстного монастыря в Москве, а после сноса монастыря переехал в здание на ул. Каляева (ныне Долгоруковская ул.), построенное на месте другой разрушенной церкви. Музей, просуществовавший до 1947 года, должен был стать флагманом борьбы с «религиозными пережитками».

Фото: Margaret Bourke-White / The Life Picture Collection (Public Domain)

Глава из новой книги известного историка Елены Осокиной «Судьбы икон в Стране Советов. 1920–1930-е» (выходит в издательстве Новое литературное обозрение) рассказывает о том, как Третьяковская галерея стала крупнейшим в СССР хранителем шедевров русской иконописи (в том числе и «Троицы» Рублева).

Ради этого были фактически ограблены многие музеи страны, причем далеко не только провинциальные: ядро нового иконного собрания ГТГ составили иконы из разгромленного Отдела религиозного быта Государственного исторического музея, при этом создатель и куратор отдела, искусствовед и реставратор Александр Иванович Анисимов (1877–1937) был ошельмован, изгнан с работы, а затем арестован и погиб. Впрочем, в течение 1920-х годов все эти музеи, в свою очередь, охотно пополняли свои коллекции художественными ценностями, изъятыми из разоренных советской властью церквей.