Подтопление в Новой Каховке

Подтопление в Новой Каховке

Фото: соцсети

В ночь с 5 на 6 июня произошло обрушение плотины Каховской ГЭС, находящейся на оккупированной Россией территории. Вода из водохранилища ринулась вниз по Днепру, затапливая близлежащие территории. Версий разрушения плотины три. Украина считает, что ГЭС взорвала российская сторона. Россия обвиняет Украину в обстрелах плотины. Самая непопулярная версия — саморазрушение плотины, ее считают малореальной. Пока наблюдатели спорят о военном аспекте события, о наличии опасности для Запорожской АЭС, стоящей ниже по течению и получающей воду для охлаждения реактора из водохранилища, «Деньги» решили поговорить с экспертом зернового рынка, главой аналитического центра «СовЭкон» Андреем Сизовым о том, чем грозит подрыв плотины сельскохозяйственному сектору.

Для начала, каковы краткосрочные последствия разрушения плотины Каховской ГЭС? Как на это отреагировал мировой рынок зерна?

— Этой ночью [с понедельника на вторник] был сильный рост, до 4%, фьючерсов на пшеницу. Однако к концу основной сессии он сменился нулевой динамикой. В результате торги заканчиваются небольшим ростом, около 1%.

Что успокоило рынки?

— Я бы не сказал, что они успокоились, скорее, это специфическая биржевая история. Расти рынки начали из-за осознания того, что мировой зерновой баланс, прежде всего, пшеницы, сильно зависит от поставок из черноморского региона. И тут оказывается, что идет война и происходят вот такие события. Мне кажется, это было причиной ночного скачка цен. Но при этом на рынке очень много продавцов, очень много открытых коротких позиций (шортов — рыночной позиции, когда игрок продает актив, взятый в долг, рассчитывая откупить его по более низкой цене — Republic), много ставок на падение [цен на зерно]. Поэтому любые подобные тревожные новости могут приводить к таким резким ценовым скачкам.

Тем не менее, днем страхи рассеялись, пришло понимание того, что эта ситуация краткосрочно не скажется напрямую на отгрузках из Украины и перспективах производства нового урожая. На этом рынки в значительной степени успокоились. Я не уверен, что рынок успокоился надолго, но на сегодня, вечер 6 июня, это так.

Но при этом я совсем не уверен, что это краткосрочная история, которая закончилась. Я думаю, что в ближайшие дни мы будем видеть еще много заголовков по этому поводу — в том числе, в связке с сельским хозяйством и аграрными рынками. И эти заголовки, думаю, будут будоражить рынок. Так что к концу неделю мы можем увидеть приличный рост фьючерсов [на зерно], который журналисты припишут этой истории.

— Давайте поговорим о реальных среднесрочных и долгосрочных последствиях. Например, уже говорят, что Крым останется без днепровской воды. Это так?