Сергей Алексашенко

Сергей Алексашенко

Фото: предоставлено Сергеем Алексашенко

Последние экономические потрясения снова вызвали разговоры о том, где находится предел устойчивости российской экономики. «Деньги» поговорили с экономистом Сергеем Алексашенко, бывшим замминистра финансов и первым зампредом ЦБ, о том, что вообще означает устойчивость экономики и почему ей не мешают ни потеря эффективности, ни падение рубля, ни снижение благосостояния населения.

Стало общим местом признание того факта, что российская экономика устояла под санкционным давлением. Но в последнее время появились некоторые сомнения в том, что эта устойчивость надолго, о которых бы хотелось поговорить. Но для начала хотела бы у вас спросить: а что, собственно, подразумевается под понятием устойчивости? Разве ослабление рубля, ухудшение внешнеторгового баланса, дефицит бюджета, снижение прибыли российских компаний почти вдвое и падение благосостояния населения, на что указывает рост кредитов и популярность магазинов дискаунтеров, не являются признаками того, что экономика чувствует себя все хуже?

— Вы сами почти ответили на вопрос. Для начала мы должны договориться, что такое «экономика устояла», в чем была цель санкций. В моем понимании, можно говорить, что экономика не устояла — это когда население в массовом порядке начинает понимать, что оно стало жить сильно хуже и лучше уже не станет. Как это было в Советском Союзе где-то в 90-м году. Когда экономические проблемы бьют по каждой семье, и нельзя сказать, что кто-то их не видит. Что бы мы ни говорили про платежный баланс, про курс рубля, про снижение производства фанеры, еще про что-то — это не задевает все население, это не задевает подавляющую часть населения.

Поэтому я готов согласиться с тем, что российская экономика устояла. В принципе, российская экономика очень устойчивая, но при этом она совершенно неэффективная — ее темпы роста очень низкие. Например, с 2013 по 2022 год средний темп роста ВВП — 1% в год. Это очень мало, но, с другой стороны, она же не рухнула на 20%, правда?

Да, это правда.

— Она упала в прошлом году на 2% — ну хорошо, если вычесть фактор оборонных расходов, то где-то на 4%. Но это не катастрофическое падение, большинство населения страны этого не заметило. Поэтому я и говорю, что экономика устойчивая.

Кстати, по поводу оборонных расходов. Министр финансов Антон Силуанов продолжает утверждать, что проблем с исполнением бюджета в этом году не будет. Как по-вашему, это возможно на фоне продолжающейся войны, которая требует всё больше денег? И если возможно, то как?