С пятидесятилетним ингушом, уроженцем Грозного Русланом Идрисовичем мы сидим в кафе на набережной Бергена, состоящей сплошь из разноцветных деревянных домиков XVIII века, а вокруг под летним скандинавским небом Норвегии спешат по своим делам мастера, художники и туристы. Воды Северного моря грохочут вдалеке, вгрызаясь в могучие фьорды Хордаланда. Ичкерия от нас далеко — и в то же время она близко. Эта земля помнит о жертвоприношениях, о большой крови и суровых безжалостных людях.
Мой собеседник оказался в Норвегии как беженец. Он происходит из семьи образованных городских ингушей, которые не выдержали хаоса Ичкерии, войны, геноцида и подались прочь от родных мест. Но мы всегда возвращаемся в мыслях туда, откуда мы родом, в свою Чечню.
— Я слушал ваши лекции о войне, — говорит Руслан. — Вы, Полина Викторовна, последняя из могикан. Вы знаете, как зарождалась Ичкерия, вы там жили, взрослели, постигали жизнь на войне. Старшее поколение умирает, эпоха сменяется. Нынешние фанатики с хором восторженных пропагандистов придумывают небылицы об Ичкерии. Ценно, когда знаешь правду. Я пробовал найти того, кто, как вы, был бы десять лет на войне и занял прочную позицию мира, но не нашел ни одного. Дети ичкерийских президентов, министров, упырей младшего ранга всегда будут хвалить время их кровавой власти, но вы исследуете жизнь обычных честных людей, что очень важно. И вы правы в том, что современная Чечня — это видоизменившиеся Ичкерия, где отсутствуют законы.
Я прошу его прокомментировать расхожие утверждения выходцев из Чечни, которые, оправдывая геноцид земляков, бессудные казни и массовый захват жилья, иногда заявляют, что крепость Грозная, а затем и сам город Грозный были построены на месте десяти чеченских аулов. Есть те, кто заявляет о двадцати восьми аулах, а еще более продвинутые говорят о тридцати четырех аулах, перечисляя даже их названия.
— Какая бездарная выдумка! Ложь! Крепость Грозная изначально была маленькой. Это видно по ее чертежам на карте: она шестиугольная, расположена вместе с водяным рвом всего на девяти гектарах, и двадцать восемь аулов поместились бы на ее месте, если бы они были выстроены небоскребом. Город Грозный — все старые чеченцы и ингуши это помнят — был построен на месте лесов и болот. В Старопромысловском районе были древние кладбища казаков! Какие еще аулы горцев?! На месте Грозного раньше было несколько крупных казачьих станиц, но в основном вязкие болота, а в древности на месте столицы была большая вода. Горцы в низине никогда не селились.
Карта-схема к статье «Грозная». Военная энциклопедия Сытина (Санкт-Петербург, 1911–1915)
Мы жили в горах и ориентировались на башни, горит ли там сигнальный огонь, который означал, что к нам приближаются враги. Башни хорошо видны в горах и за считанные минуты весть облетала километры! Были среди нас те, кто занимался разбоем и работорговлей, контролировал дороги, собирал дань, требовал выкуп за пленников, и русскому царю это порой надоедало, поэтому в наши горные аулы шли войска, разоряя и сжигая всё на своем пути.
У ингушей есть фамильные доисламские тотемы-символы, можно сказать, фамильные гербы: орел у Евлоевых, дикий кабан у Нальгиевых, кот у Цицкиевых, мышь у Дахкильговых, лягушка у Падиевых и так далее. От прародителя Кота происходят разные ингушские фамилии. Мы храним память о том, что наши предки абреки-ингуши были жестокими разбойниками, ни в чем не уступавшими чеченцам, что-то вроде горных пиратов: они нападали на путников, бывало, что грабили и убивали, собирали дань с тех купцов, кто хотел жить. Красивых чужих женщин забирали себе. Царь долго терпел, а потом царская армия пришла в горный аул. Сожгла дома, убила и ранила много мужчин, женщин и детей. Одна смертельно раненая горянка с младенцем успела спрятаться у реки за большими камнями. Она понимала, что жить ей осталось недолго, и решила спасти единственного оставшегося в живых сына. Горянка заметила корзинку, похожую на люльку. Положила туда мальчика и, доверив его духу воды, отправила вниз по горной реке с надеждой, что кто-то найдет ее ребенка. В долине жили горцы, которые занимались скотоводством и земледелием, они были менее воинственными, чем их горные одноплеменники. Однако воинственных братьев горцы из долины царю не выдавали и всегда помогали им лекарственными травами и оружием. Женщины из долины пришли на реку стирать вещи и увидели, что река принесла им младенца! На теле мальчика они насчитали восемь ран. И решили, что он, как кот, а у кота девять жизней, и свою главную жизнь мальчик еще не прожил. Женщины выходили ребенка и воспитали, дав ему шуточное прозвище «Кот». Так возник этот тотем — символ живучести и удачи, а от него — ингушские «кошачьи» фамилии: Цицкиевы, Ахильговы и другие.
Прошу Руслана рассказать, какой он помнит Ичкерию.
Вот откуда пошло "своих не бросаем"!
"Однажды на вопрос, что она знает о геноциде русских в Чечне, Анна Политковская ответила: «В 1991–1994 годах я не имела физической возможности исследовать проблему геноцида русского народа в Чечне». К сожалению, эта позиция либералов по отрицанию геноцида русских распространяется на всех профессиональных "светочей" гуманизма. Мне стыдно за них. Вы настоящий герой, Полина, предавая гласности эту позорную страницу. А также редактор Дмитрий Колезев, который разместил эту серию Ваших публикаций.
Странно, что стыдно за не обличенных полномочиями журналистов, а не за федеральные власти, не за правоохранительные органы, не за армию, которые были ОБЯЗАНЫ прежде всего спасать, вывозить русских из этого ада, а потом уже думать о "территориальной целостности".
Журналисты для того и нужны были, чтобы трубить об актах геноцида нечеченцев (русских) и заставлять власти шевелиться, а не молчать как выгодно Кремлю! Вы так не думаете? Теперь убитые под бомбами и при геноциде нечеченцы выдаются хором за "погибшее чеченское население", на этом паразитируют и чеченские группировки в Европе и Кадырляндия, хотя еще в 2005 году власти Чечни официально объявили (познакомившись с данными Красного Креста), что погибших с 1990 по 2005 годы примерно 160 000 человек, из которых этнических чеченцев около 30 000 (И это учитывая все потери чеченских боевиков!)
Я думаю, что "трубить", прежде всего, должны были местные журналисты и "русланы идрисовичи", которые были свидетелями актов геноцида! Многие так и делали! Да и федеральные СМИ об этом говорили. Но власти было абсолютно начхать.
А конкретно Политковская начала заниматься правозащитной деятельностью и событиями в Чечне - в 1999 г.
На самом деле все помалкивали. И такое впечатление, что был "обет молчания" среди правозащитников по тайному соглашению с Кремлем. В 2023 году, когда я прислала знаменитым правозащитникам и публицистам видео, где отрезают головы мирным жителям в Чечне, а затем интервью с чудом выжившими свидетелями геноцида, то мне сказали: "Не ожидали мы от тебя такой подлости, что ты начнешь опрашивать свидетелей!" и "Об этом надо помалкивать!", "Пострадал чеченский народ!". Так что это устойчивая их позиция и принципиальная.
"Русланы идрисовичи" помалкивали. И многие правозащитники заблуждались в оценке тех событий, т.к. не были их свидетелями и видели главным врагом совок. Но не они передавали оружие сепаратистам, несмотря на введение режима ЧП в 1991 г. Не они воспитали убийц, не они лишали чеченцев домов в 1942 г.
"не они передавали оружие сепаратистам, несмотря на введение режима ЧП в 1991 г. Не они воспитали убийц, не они лишали чеченцев домов в 1942 г." Я постараюсь залатать ваши пробелы в знаниях по Чечне.
Преступники не переставали твердить на чеченском языке: цIи-кровь, цIен-чистая, цIицIен это чечен, то есть чистокровный, а тот, в ком нет чеченской крови - это «русские свиньи» и подлежат тотальному уничтожению. Такой была коллективная ответственность за Кавказскую войну, депортацию в 1944 году по указу Сталина. Подогревали друг друга преступники историческими фальсификациями и байками, одна из которых гласила, что русские земляки, жившие в наших краях с четырнадцатого века, заняли дома горцев в столице. Умалчивалось, что согласно переписи, накануне депортации чеченцев в Грозном было два с половиной процента к представителям остальных народов республики, что фабрики, заводы, нефтепромыслы даже не заметили отъезда горцев. Умалчивалось, что русские земляки, узнав о выселении вайнахов, собирали узелки с едой и теплую одежду, передавая их горцам, идущим под конвоем на вокзал. Духовные наставники, объединившие чеченских националистов в конце восьмидесятых – в начале девяностых, в том числе Ахмат-Хаджи Кадыров, велели убивать столько русских, сколько получится. Каждый активист хотел выполнить план: не менее ста пятидесяти человек!
- Никто не спорит с тем, что национализм поддерживается "историческими" байками и не только в среде чеченцев. Но не нужно создавать реальные поводы для ненависти и оправдания преступлений!
- От того что депортировали в основном сельское население, этому населению легче не стало.
- Посмотрел открытую статистику. Русское население Чечни сократилось в два раза поле установления "конституционного порядка". Т.е. проблема не решена до сих пор!
Зверские убийства русских были задолго до войны, этим занимались местные нацисты и националисты (и это помнят те, кто гораздо старше меня), а война добавила повода для ненависти, хотя под бомбами пострадали в основном именно русские местные жители (Кремлю на них было плевать, как и на всех остальных).
Русское население полностью ИСЧЕЗЛО. Русские это все нечеченцы, а тот 1%, который есть сейчас, так это новые специалисты, приехавшие по работе и жены чеченцев, которые полностью очеченились. А такой задачи, как вмешиваться в геноцид / этническую чистку, перед армией РФ никогда не стояло, там прямо говорили, что в убийства по национальному признаку вмешиваться им не велено.
Иначе говоря, РФ как государство, заботилось не о людях, а о территории.
Так, может, тогда стоило в статье назвать по имени не Политковскую, а этих "знаменитых правозащитников и публицистов"? И цитировать их ответ про подлость в виде опроса свидетелей и помалкивание, а не ответ Политковской? Сейчас это всё выглядит как борьба с убитой 17 лет назад журналисткой, а не с теми, кто виноват в описанных убийствах.
С 1999 года до 2006 год Анна Политковская имела возможность собрать тысячи историй о геноциде в Чечне. Но не сделала этого, как и остальные "правозащитники", хором утверждавшие о страдании чеченцев, хотя под российскими бомбами в Грозном были в 95-97% русские дети и старики (местные нечеченцы). Не знать о геноциде она не могла. Именно ее именем прикрываются ичкерийские преступники, которые совершали преступления против человечества, аргументируя это тем, что она "не знала". Поэтому Анна Политковская справедливо упомянута в моем тексте.
Теперь о правозащите в России: Мемориал никогда не помогал мне с иском и компенсацией за ранения на войне, не помогал с изданием свидетельств о войне, дневников, не помогал с конференциями, да и просто выжить не помогал, когда я после бомбежек в Грозном ночевала в подъезде в Москве. Александр Черкасов обещал помочь с юристом для искового заявления, но выпил и забыл, а сколько я не напоминала, отмахнулся. Новая газета не стала публиковать подлинные свидетельства о геноциде (а я многократно предлагала с 2005 года!). Об этом режим молчания. Радио Свобода - такая же история. Лев Пономарев обещал как-то помочь с юристом. Со мной, действительно, связался юрист по поводу иска к властям РФ и запросил 50 000 рублей в месяц. Я была в шоке. Ни дома, ни реабилитации, ни компенсации, я буквально на грани, и тут "А кто все оплачивает?! 50 000 в месяц!". Потом Зоя Светова пообещала интервью о дневнике, когда я сама добилась издания и провела все переговоры, она обещала помочь рассказать о пережитом, дать площадку, и как оказалось, солгала. Список можно долго-долго продолжать...
Когда-то мне они не помогли.
Теперь в их помощи я не нуждаюсь. Я сама эксперт и правозащитник. И сохраняю память я потому, что десять лет жила на войне, и кроме войны видела геноцид.
Вот как раз сегодня вышла колонка Дмитрия Губина в "Мнениях", которая позволяет понять подоплеку такого поведения, о котором пишет Полина https://republic.ru/posts/109729
Спасибо за ваш комментарий, Барак (if I may). Маленькая поправка: у каждого журнала на Republic - свой главный редактор и самостоятельная редакционная политика. Идея публиковать рассказы Полины принадлежит мне. Равно как и идея проекта "Всемирная история ресентимента", в которой эти рассказы публикуются. Спасибо, что читаете нас!
Спасибо, что пишите.