Фото: Robert King/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
С пятидесятилетним ингушом, уроженцем Грозного Русланом Идрисовичем мы сидим в кафе на набережной Бергена, состоящей сплошь из разноцветных деревянных домиков XVIII века, а вокруг под летним скандинавским небом Норвегии спешат по своим делам мастера, художники и туристы. Воды Северного моря грохочут вдалеке, вгрызаясь в могучие фьорды Хордаланда. Ичкерия от нас далеко — и в то же время она близко. Эта земля помнит о жертвоприношениях, о большой крови и суровых безжалостных людях.
Мой собеседник оказался в Норвегии как беженец. Он происходит из семьи образованных городских ингушей, которые не выдержали хаоса Ичкерии, войны, геноцида и подались прочь от родных мест. Но мы всегда возвращаемся в мыслях туда, откуда мы родом, в свою Чечню.
— Я слушал ваши лекции о войне, — говорит Руслан. — Вы, Полина Викторовна, последняя из могикан. Вы знаете, как зарождалась Ичкерия, вы там жили, взрослели, постигали жизнь на войне. Старшее поколение умирает, эпоха сменяется. Нынешние фанатики с хором восторженных пропагандистов придумывают небылицы об Ичкерии. Ценно, когда знаешь правду. Я пробовал найти того, кто, как вы, был бы десять лет на войне и занял прочную позицию мира, но не нашел ни одного. Дети ичкерийских президентов, министров, упырей младшего ранга всегда будут хвалить время их кровавой власти, но вы исследуете жизнь обычных честных людей, что очень важно. И вы правы в том, что современная Чечня — это видоизменившиеся Ичкерия, где отсутствуют законы.
Я прошу его прокомментировать расхожие утверждения выходцев из Чечни, которые, оправдывая геноцид земляков, бессудные казни и массовый захват жилья, иногда заявляют, что крепость Грозная, а затем и сам город Грозный были построены на месте десяти чеченских аулов. Есть те, кто заявляет о двадцати восьми аулах, а еще более продвинутые говорят о тридцати четырех аулах, перечисляя даже их названия.
— Какая бездарная выдумка! Ложь! Крепость Грозная изначально была маленькой. Это видно по ее чертежам на карте: она шестиугольная, расположена вместе с водяным рвом всего на девяти гектарах, и двадцать восемь аулов поместились бы на ее месте, если бы они были выстроены небоскребом. Город Грозный — все старые чеченцы и ингуши это помнят — был построен на месте лесов и болот. В Старопромысловском районе были древние кладбища казаков! Какие еще аулы горцев?! На месте Грозного раньше было несколько крупных казачьих станиц, но в основном вязкие болота, а в древности на месте столицы была большая вода. Горцы в низине никогда не селились.
Мы жили в горах и ориентировались на башни, горит ли там сигнальный огонь, который означал, что к нам приближаются враги. Башни хорошо видны в горах и за считанные минуты весть облетала километры! Были среди нас те, кто занимался разбоем и работорговлей, контролировал дороги, собирал дань, требовал выкуп за пленников, и русскому царю это порой надоедало, поэтому в наши горные аулы шли войска, разоряя и сжигая всё на своем пути.
У ингушей есть фамильные доисламские тотемы-символы, можно сказать, фамильные гербы: орел у Евлоевых, дикий кабан у Нальгиевых, кот у Цицкиевых, мышь у Дахкильговых, лягушка у Падиевых и так далее. От прародителя Кота происходят разные ингушские фамилии. Мы храним память о том, что наши предки абреки-ингуши были жестокими разбойниками, ни в чем не уступавшими чеченцам, что-то вроде горных пиратов: они нападали на путников, бывало, что грабили и убивали, собирали дань с тех купцов, кто хотел жить. Красивых чужих женщин забирали себе. Царь долго терпел, а потом царская армия пришла в горный аул. Сожгла дома, убила и ранила много мужчин, женщин и детей. Одна смертельно раненая горянка с младенцем успела спрятаться у реки за большими камнями. Она понимала, что жить ей осталось недолго, и решила спасти единственного оставшегося в живых сына. Горянка заметила корзинку, похожую на люльку. Положила туда мальчика и, доверив его духу воды, отправила вниз по горной реке с надеждой, что кто-то найдет ее ребенка. В долине жили горцы, которые занимались скотоводством и земледелием, они были менее воинственными, чем их горные одноплеменники. Однако воинственных братьев горцы из долины царю не выдавали и всегда помогали им лекарственными травами и оружием. Женщины из долины пришли на реку стирать вещи и увидели, что река принесла им младенца! На теле мальчика они насчитали восемь ран. И решили, что он, как кот, а у кота девять жизней, и свою главную жизнь мальчик еще не прожил. Женщины выходили ребенка и воспитали, дав ему шуточное прозвище «Кот». Так возник этот тотем — символ живучести и удачи, а от него — ингушские «кошачьи» фамилии: Цицкиевы, Ахильговы и другие.
Прошу Руслана рассказать, какой он помнит Ичкерию.