Кадр из фильма Марлена Хуциева "Мне 20 лет" ("Застава Ильича", 1964)

Кадр из фильма Марлена Хуциева "Мне 20 лет" ("Застава Ильича", 1964)

kinopoisk.ru

Мне было девять лет. По телевизору показывали «Был месяц май». Я рыдала так, что родителям пришлось отпаивать меня валерьянкой. Я рыдала два дня. С тех далеких пор я, к стыду своему, не пересматривала этот фильм. Боюсь. Но мне хватило того, детского впечатления, того ощущения ужаса от сцены, в которой герой-поляк гладит колосья пшеницы — его жена была сожжена в концлагере рядом, и пеплом сожженных людей удобряли поля. «Теперь моя жена — везде», — говорит поляк, глядя на поле. Я не могла поверить, что существует мир, в котором одни люди удобряют свои будущие урожаи другими.

Только большой мастер, абсолютно честный, наделенный с болезненно чистой совестью, мог снять тихую трагедию так, чтобы ребенок заплакал от великой жалости к людям и навсегда запомнил тот момент, когда это произошло. Так что я тут и ни при чем. Это все Хуциев.

Его называли певцом оттепели, художником, зафиксировавшим этот короткий, но лучший период в послевоенной стране. Хотя это не совсем так. 30-летний Хуциев почувствовал неизбежность того, что потом назовут «оттепель», гораздо раньше. Еще шел ХХ съезд, а он уже работал над сюжетом «Заставы Ильича» — признания в растерянности первого послевоенного поколения, фильма о тех шатких надеждах, которые кого-то вывели в шестидесятники, но в основном эти надежды разбились о чугунную машину советской власти.

Хуциев стал провозвестником и родителем оттепели, по поводу которой, кстати, сам никаких иллюзий не питал. «Какая оттепель? — говорил он обычно, когда его расспрашивали в интервью. — Вспомните историю с выставкой в Манеже — о какой оттепели можно было говорить?» Он считал (и думается, справедливо), что оттепель была в умах, а «сверху» было по-прежнему холодно. Собственно, история с «Заставой Ильича» только подтверждает правоту Хуциева.

https://www.youtube.com/watch?v=N9n1m7_Ya-U