В издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга Станислава Дробышевского «Борьба за обед. Ещё 50 баек из грота».

Мы — это то, что мы едим. Но мы — еще и способ добычи пищи. Миллионы лет наши предки искали фрукты, ловили рыб, охотились на птиц и зверей, а иногда пытались и сами не стать чьим-то обедом. Вся наша жизнь вертится вокруг еды. Даже чувство удивления, способы общения, ритуалы — все это либо проистекает из желания поесть, либо сопровождается пиром. Как пращуры вели свою борьбу за обед — об этом расскажут 50 невыдуманных историй.

С любезного разрешения издательства публикуем (в сокращении) главу «Акротири Атокремнос. Последний рай горных бегемотиков (Кипр; 12,5 тыс. л.н.)».

Один из последних райских уголков на планете сохранялся на острове Кипр. Долгое время люди не могли попасть сюда. Как часто случается в таких случаях, фауна острова превратилась в сборище чудес. А место, где люди впервые столкнулись с этими чудесами и в кратчайшие сроки стёрли с лица земли, скальный навес Акротири Атокремнос. Навес расположен на крайнем юге острова, на высокой скале с шикарным видом на море.

Люди неслучайно угнездились именно тут. В трёх километрах севернее расположено солёное озеро, где было много живности: серых гусей Anser anser летом и гуменников Anser fabalis зимой, чирков-свистунков Anas crecca, поганок Podiceps nigricollis, длинноносых хохлатых бакланов Phalacrocorax aristotelis, пастушков Rallus aquaticus. На равнинах вокруг озера вышагивали тяжёлые дрофы Otis tarda. Рядом росли и леса, судя по костям голубей-клинтухов Columba oenas, болотных сов Asio flammeus, домовых сычей Athene noctua, дроздов Turdus iliacus/philomelos и ворон Corvus corone/frugilegus. На скалах люди ловили сизых голубей Columba livia, средиземноморских черепах Testudo graeca и гигантских черепах Geochelone, а также собирали виноградных улиток Helix. Даже змеи шли в пищу, судя по многочисленным обожжённым костям гюрзы Vipera lebetina, ужей Natrix natrix cypriaca и жёлтобрюхих полозов Coluber jugularis. Показательно, что от змей не найдено ни одной головы.