Kinopoisk.ru
«Я никогда не сталкивался с подобным уровнем жестокости. Нескольких человек на съемочной площадке вырвало, когда местный разбил голову обезьяне и прямо там высосал ее мозги. Примерно тогда до меня полностью дошло, во что я влип. Под вопросом оставалось лишь то, сделают ли они с нами то же самое. Я не был уверен, что они остановятся на обезьянах. Что бы я тогда сделал? Побежал бы через джунгли и запрыгнул на самолет, чтобы спастись от этих людей? У нас бывало всего два самолета в неделю».
Так описывал происходящее на съемках фильма «Ад каннибалов» в тропических лесах Амазонии на территории Колумбии актер Карл Гэбриел Йорк. По его словам, каждый день он приносил на площадку необходимые вещи, паспорт и билет на ближайший рейс — на случай, если придется экстренно покинуть лагерь ради собственной безопасности.
Разговоры про «Ад каннибалов» не утихают с момента премьеры в феврале 1980 года. Название фильма стало синонимом всего самого жуткого, страшного и неприятного, что есть в жанре ужасов. Его почти наверняка слышали даже те, кто никогда не интересовался подобным направлением кинематографа. Места в подборках самых отвратительных хорроров и самых спорных фильмов всех времен, запреты в нескольких странах — включая Великобританию, где даже укороченную на шесть минут версию без самых жестоких сцен не одобряли к показу до 2001 года. И наконец самое примечательное — судебное разбирательство против режиссера по подозрению в убийстве актеров, устроенное на его родине, в Италии. И хотя последнее завершилось снятием обвинений, для морализаторов «Ад каннибалов» так и остался подделкой под настоящее кино, попыткой шокировать аудиторию и доказательством того, что такие фильмы нельзя считать настоящим искусством.
Однако так считают далеко не все. В понимании других критиков работа Руджеро Деодато сама по себе стала мощным жестом против цензуры и ранним примером так называемого трансгрессивного кино, сознательно снятого предельно натуралистично, чтобы поставить перед зрителями вопросы, которые зачастую подвергаются в публичном дискурсе негласному табуированию. Говорили рецензенты и о философском смысле «Ада каннибалов» как анализа сложившейся в СМИ и в обществе во второй половине XX века культуры сенсационализма.
Зачем Деодато снял этот фильм и почему снял его именно так? Что в нем настолько ужасного, что актеров выворачивало наизнанку? И наконец — можно ли такие фильмы считать искусством или следует в духе моральной паники эпохи Британии при Маргарет Тэтчер признать их извращением, задвинуть на дальнюю полку и забыть об их существовании? Последний вопрос тесно связан не только с пониманием художественной культуры и творчества, но и с темами, которые затрагивает сам Деодато в «Аде каннибалов».
Мы, жители эры технологического прогресса, научного развития и освоения космоса, привыкли считать себя высшим звеном эволюции — цивилизованными, сознательными, умными, прогрессивными. Но так ли это на самом деле?