Аркадий Волож и Владимир Путин / kremlin.ru
Не то, чтобы это было неожиданным. Просто в этой долгой истории стыдного, некрасивого умирания мечты — мечты о том, что в России возможна какая-то иная жизнь, иная экономика, иной бизнес, — нужно когда-то поставить точку. Так почему бы не сейчас — когда Яндекс, который совсем недавно называли компанией мечты, окончательно разделили на российский и иностранный бизнес.
Слоган «Яндекс — найдется все» еще десять лет назад знали все. «Яндекс.Карты» на территории России били гугловские по всем позициям: точность, выбор маршрута с учетом пробок. В компании мечтали работать все айтишники, да и половина неайтишников, наверное, тоже. Инвесторы, в том числе, иностранные, любили компанию за другое: зримый пример того, что высокая доходность может быть не в ущерб прозрачности и открытости. Ну а все остальные российские граждане любили в «Яндексе» мечту. Мечту о том, что можно и в России заработать деньги умом и предприимчивостью — недаром имена сооснователей компании, Аркадия Воложа и покойного Ильи Сегаловича, стали легендой. Что работать можно не за страх и ипотеку, а за совесть и интерес. Что работодатель может относиться к своим работникам с уважением и создавать им человеческие условия (кто ж не слышал о знаменитом офисе Яндекса!), не забывая при этом достойно платить за достойный труд. Что для успеха необязательно дружить с Кремлем и идти на компромиссы с совестью.
Впрочем, на компромиссы идти, все-таки пришлось: задолго до февраля 2022 года государство делало все, чтобы из новостной ленты «Яндекса» удалить неудобные новости и неудобные издания. Все чаще велись разговоры — и небезосновательные, — что «Яндекс» отдает информацию спецслужбам. Но все-таки, «Яндекс» держался долго, до начала российского вторжения. И тогда вопрос встал по другому: согласится ли «Яндекс» лечь под пропаганду или нет? Когда Аркадий Волож осудил вторжение России в Украину, стало понятно: нет, не согласится. Но очень скоро стало понятно и то, что компании не дадут ни достойно жить, ни достойно умереть.