Вячеслав Володин / duma.gov.ru

На третьем году войны чиновники вдруг озаботились положением дел на другом фронте — демографическом. Выяснилось, что число родившихся детей упало до минимума с 1999 года. Непорядок, решили чиновники и взялись за дело с поистине революционным рвением. Да так взялись, что у наблюдателей волосы встают дыбом и непроизвольно вспоминается «Рассказ служанки». О том, к чему это может привести, рассказывает демограф Алексей Ракша.

— Хотелось бы сначала поговорить про закон о «пропаганде чайлдфри», который собираются рассмотреть в Госдуме. Юристы говорят, что его формулировки настолько расплывчаты, что под «пропаганду» может попасть не только реклама контрацептивов или абортов, но и сексуальное образование, любые разговоры, даже бытовые — например, о тяжелых родах или о том, что пока стоит подождать с ребенком. С вашей точки зрения, этот закон действительно настолько плох или в нем есть рациональное зерно?

— Если бы в этом законе было бы четко прописано, что же такое на самом деле «чайлдфри» и существует ли такая идеология вообще (а если она не существует, то если бы этот закон запрещал бы только агрессивную пропаганду и действительно агрессивное навязывание идеалов бездетности), — и это было бы очень четко сформулировано, — тогда, наверное, в нем была бы какая-то микропольза. Которую мы на цифрах рождаемости все равно бы не увидели. Но в таком виде, как он сейчас внесен, это, конечно же, ужас. Это ничего хорошего не принесет, только плохое.

Правильно я понимаю, что принятие такого закона вряд ли увеличит рождаемость — а вот количество нежелательных беременностей и нелегальных и небезопасных абортов увеличит? Не говоря уже о росте венерических болезней, включая ВИЧ, с которым у нас и так не очень хорошо?

— Это может произойти, но я думаю, что этот закон работать не будет. Он может стать инструментом наказания каких-то несогласных с государственной политикой типа меня. И больше ничего.

Понятно, как это произошло с «пропагандой ЛГБТ». В чем тогда вообще истинная причина принятия такого закона? Почему власть вдруг перешла от пряника в виде выплат маткапитала, пособия на ребенка и так далее к кнуту? Деньги закончились? Или они отчаялись увидеть результаты принимаемых мер материального стимулирования?