Музыка, несомненно, уходит в интернет, как бы ни препятствовали этому аудиолейблы, правоохранительные органы и законотворцы разных стран. В сети ее слушают, там же обсуждают – порой излишне страстно, но, по крайней мере, без кровопролития. Западные музыканты, вовремя оценившие возможности MySpace и YouTube, стали частью большого шоу-бизнеса и как следствие – миллионерами. У нас самодельные клипы, выложенные в YouTube, чаще всего выглядят плодом воображения людей, воспитанных на передаче «Первого канала» «Минута славы». Не поймешь, то ли это смотр талантов, то ли парад фриков. В лучшем случае над этим творчеством можно поржать. Почему же виртуальная «Фабрика звезд» пока не стала выгодным бизнесом? Тот же YouTube – великолепная возможность для начинающих музыкантов заявить о своем таланте или, на худой конец, креативности. Предполагается, что внимательный и неленивый продюсер, способный углядеть в исполнителе искру, сможет зажечь из нее большой костер – выпустить полноценный альбом, отправить в тур и снимать пенки, делясь ими с самим творцом. По-другому, увы, пока не получается: количество просмотров ролика монетизируется только через концерты. Они же, в свою очередь, предполагают наличие у исполнителя хоть какого-то профессионализма , наши же герои «Трубы», органично выглядящие с гитарами на фоне домашних ковров, в большинстве своем совершенно не приспособлены к работе на настоящей сцене. Приколист – пока еще не профессия. В период расцвета музыкального видео профессия клипмейкера была престижной и высокооплачиваемой. Бюджет клипов российских суперзвезд запросто доходил до 100 000 долларов, но при этом количество интересных роликов почему-то стремилось к нулю. Дорогая картинка, заграничная натура, непременные иномарки – почему-то все эти атрибуты «богатого» клипа не особенно приковывали телезрителя к экранам. Клипмейкеры то цинично осваивали бюджет, то не могли внятно смонтировать собственный замысел, совершенно забыв, что при наличии удачной идеи и соответствии видеоряда песне гениальный клип реально снять и за три копейки. В качестве классического примера можно привести ”NumbU2, где, в общем-то, ничего не происходит, но оторваться от экрана невозможно. Пресыщенность дорогими и бессмысленными клипами отчасти объясняет, откуда у самодельного клипа Петра Налича «Гитар» взялось почти 2,5 млн просмотров. Устав от гламура и иномарок, люди стали сами себе режиссерами, которым не нужна даже видеокамера – достаточно мобильного телефона. Ну а роль иномарки с успехом могут сыграть раздолбанные «Жигули». YouTube набит всевозможными мистификациями, стилизациями, безумными проектами и креативом на грани фола. Другое дело, что вал подобной самодеятельной продукции неизбежно приведет к новому пресыщению, и публика в какой-то момент с тем же энтузиазмом вернется к просмотру клипов за сто тысяч. Кто же сейчас главные русскоязычные герои YouTube и каковы их перспективы сделать настоящую музыкальную карьеру? Автору «Белой стрекозы любви» Николаю Воронову в лучшем случае хочется пожелать продавать свои хиты за деньги. Он уже и начал это делать, хотя в исполнении группы Quest Pistols его «Стрекоза» потеряла изрядную часть своего безумного аутсайдерского очарования. Воронов и сам дал несколько кассовых клубных концертов, и публика с энтузиазмом его приветствовала, однако большая часть зрителей, похоже, ходит просто над ним посмеяться, что, как известно, грешно. Печально будет, если Николай выберет карьеру клоуна и при этом будет искренне считать себя маэстро. Валентин Стрыкало («Обращение к Диме Билану») прославился серией параноидальных видеообращений к звездам постсоветской эстрады, подкрепленных довольно талантливыми стилизациями под их творчество. В своей YouTube-ипостаси Валентин выступает в образе то ли обкуренного, то ли чрезвычайно застенчивого гея из украинской деревни, и блюдет этот удачно придуманный имидж четко. Но конвертировать этот креатив на сцену очень сложно, хотя у Стрыкало уже был концерт в клубе «Икра». Народ у нас, конечно, любит посмеяться, но даже Comedy Club не сумел бы заработать денег, если бы каждую неделю шутил одно и то же. С этой точки зрения коммерческие перспективы деревенского «почтальона» не очень убедительны. Не так давно немало виртуальных копий было поломано вокруг проекта «Лемондэй». Возможно, сетевой «хайп» поднялся еще и потому, что вопреки установившейся традиции две эти девушки не юморят, а проходят по ведомству надрыва, в связи с чем ассоциируются с подлинностью, новой искренностью и все такое. Не очень, мягко говоря, хорошо умеющих играть на музыкальных инструментах дам тут же позвали на московский фестиваль начинающих исполнителей. Там они, честно сказать, фурора не произвели, да и вообще искренность в их случае не компенсирует отсутствия профессионализма. Впрочем, если «Лемондэй» вдруг раскрутится, начнется настоящий праздник непослушания – ведь это значит, что не надо ни учиться, ни одеваться: ори дурным голосом что-нибудь чернушное – и будет тебе счастье и слава. Самый свежий во всех смыслах фаворит юзеров – 12-летний белорус Юрий Демидович, который со своим «Волшебным кроликом» едет на детское «Евровидение». Возможно, мальчик даже не догадывается, что здоровые лбы, денно и нощно пялящиеся в мониторы своих компьютеров, наделили текст его детской песенки наркотически-галлюцинаторным смыслом, и страшно радуются этому. К помощи YouTube в своей раскрутке прибегали экстремальные рэпперы Ноггано, Витя АК-47 и «ровный пацанчик» Сява, у которого незамедлительно появился оппонент Сева. При желании можно найти на ресурсе чрезвычайно плохо поющую Lolly Pop, работающую в образе шалавы-семиклассницы, андеграундного барда по имени Padla Bear и огромное количество других фриков, смеяться над которыми уже слегка надоедает. А что же первая русская интернет-звезда Петр Налич? Вот у него-то как раз все в порядке, но вовсе не потому, что его снятое на камеру дуракаваляние посмотрело два миллиона человек. Когда начался ажиотаж вокруг «Гитар», исполнителю посыпались заявки на концерты. В отличие от Стрыкало или Воронова, Налич не пошел снимать первые пенки, которые могли оказаться последними. Он писал песни, подбирал состав, более полугода репетировал с музыкантами, брал уроки оперного вокала и вышел на сцену, когда был готов к этому. Публика, поджидавшая его прикольную «Гитар», получила в нагрузку россыпь других интересных песен и с ними новые поводы любить артиста. Сейчас Налич собирает в год несколько аншлагов в московских залах, и у него действует контракт с лейблом Gala Records, обладающим отличным нюхом на коммерчески привлекательных артистов (об этом, возможно, будет отдельный пост). Да, началось все с дурацкого видеоролика, выложенного в сеть. Но для превращения в успешного музыканта придется попахать не только виртуально.