Проблемы «АвтоВАЗа», градообразующего предприятия города Тольятти, – это, с одной стороны, проблемы многих городов с гигантами советской индустрии. В некоторых было и похуже. Впрочем, к моногородам Тольятти не относится, в нем есть химическая промышленность, другие производства. Конечно, проблема с таким крупным работодателем, как «АвтоВАЗ», вызовет большой «выброс» на локальный рынок труда, и он не сможет быстро и безболезненно для высвобождаемых людей быть перенаправлен на другие предприятия и в организации. Проблемы, связанные с кризисом, испытывают почти все. Социальные последствия будут разноплановыми, и они не исчерпываются высвобождением людей. Проблемы будут у местных властей, связанные с принятием на баланс многочисленной социальной инфраструктуры, которую раньше содержал «АвтоВАЗ». С этими проблемами многие российские города столкнулись массово в 1990-е годы. В этих передаваемых с баланса на баланс организациях тоже люди работают – их тоже будут «оптимизировать». Часть людей выйдет на пенсию, в том числе на досрочную, и это – наиболее мягкое последствие сокращений на основном производстве. Часть устроится в Тольятти, и эти люди будут согласны на более низкую зарплату. Часть пойдет в службу занятости, которая мало что сможет им предложить. В 1990-е годы в аналогичной ситуации люди массово уходили в самозанятость, в мельчайший бизнес, в челночество. Работа на выезде буквально спасала миллионы домохозяйств. Теперь ситуация совсем не та, мелкие посредники вытеснены крупными структурами, в том числе сетевыми, а челнок – почти вымирающая профессия. Конечно, кто-то найдет работу в Самаре, но большие потоки маятниковой (ежедневной) миграции между городами очень затруднительны ввиду сильной транспортной удаленности их друг от друга (между городами – 88 км по автодороге, это, конечно, не критично по меркам московской агломерации, но далековато для ежедневных поездок). Чаще могут совершаться поездки на «сутки через трое» – в таком режиме работают охранники, младший медперсонал. К сожалению, люди в нашей стране сильно – сильнее, чем в других странах – привязаны к своему жилью, заработанного «горбом» или полученного от государства после многих лет жизни в коммуналках или общагах. Рынок жилья развит недостаточно, что затрудняет обмен «жилплощади» на равноценную в другом городе, тем более в одном из наиболее экономически процветающих, где и в кризис есть работа. Неразвита и аренда. Поэтому массового выезда населения из Тольятти я бы не ожидал в силу описанного барьера пространственной мобильности. Что касается государства, то оно уже много «постаралось» для того, чтобы ситуация на «АвтоВАЗе» стала такой, как она есть. Проще сказать, чего теперь делать не надо. Не надо рассчитывать, что кризис удастся пересидеть, отправив работников с конвейера на общественные работы – красить станки. И не надо «содействовать в переселении в другую местность». Не будь кризиса, можно было бы попытаться использовать практику так называемого «заемного труда», когда работники целыми бригадами направляются «в командировку» на предприятия схожей специализации, для выполнения привычных им функций. А на местном уровне надо давать вольнее дышать малому бизнесу, привлекать инвестиции (ведь смогла же Калуга, правда, иностранцы предпочитают создавать заводы «с нуля», но ведь можно было их как-то заинтересовать). Но много возможностей уже упущено.