В Португалии все гоняют так быстро, как только позволяет мощность автомобиля. Но когда поток машин пересекает границу с Испанией, те же самые водители в один момент становятся законопослушными и не едут быстрее разрешенных 120 км/ч. Поездка по ночному испанскому городу напоминает замедленную съемку: Audi и BMW плетутся по пустым улицам со скоростью 50 км/ч. Опыт Испании показывает, что соблюдение правил дорожного движения не зависит ни от национального характера, ни от нравов полиции, а только от величины штрафов и неотвратимости их уплаты. Всего несколько лет назад испанские водители имели репутацию европейских джигитов. Но в 2005 г. правительство, обеспокоенное ростом смертей на дорогах, начало реализовывать стратегический план повышения безопасности дорожного движения. План удивительно простой. По всей стране были установлены радары, мерящие скорость (сейчас их около 800, а к 2010 г. будет 2 000). Если раньше штраф приходил только за езду свыше 140 км/ч, и то не всегда, то сейчас максимальная скорость на трассах строго 120 км/ч. Хочешь быстрее, плати от €100 до €520 за каждое нарушение в зависимости от тяжести. Владелец машины на домашний адрес получает фотографию с радара, что является неопровержимым доказательством нарушения. Если он платит в течение месяца, то получает скидку в 30%. Для тех, кто начнет возражать, почему все это нельзя сделать в России (что, мол, живут все не по месту прописки, и доверенности распространены), добавлю, что штрафы – это полностью головная боль владельца автомобиля. Его незнание о том, что он что-то должен или нарушил, никак не освобождает его от ответственности. Через два месяца неуплаты он попадает в базу как неплательщик, и его машину могут остановить и конфисковать до тех пор, пока не заплатит. Если он уехал на несколько месяцев из страны, могут арестовать другое его имущество. Кроме того, к его правам привязаны баллы (их 12), и за нарушения он их лишается. К примеру, за езду по городу со скоростью 75 км/ч вместо 50 км/ч, водитель потеряет сразу 6 баллов. Когда все баллы кончаются, он лишается прав и может их вернуть, еще раз сдав экзамен по вождению и прослушав курс ПДД, но не раньше, чем через полгода после последнего нарушения и не чаще, чем раз в два года. Туристы платят те же самые штрафы, только наличными на месте. Точно также ужесточились наказания за езду в нетрезвом виде, непристегнутый ремень и разговоры по мобильному. В 2008 г. на дорогах в Испании погибло на 38% меньше людей, чем в 2004 г. (2 181 человек по сравнению с 3 511). С одной стороны, за это время страна пережила инфраструктурный бум, и были построены в том числе новые качественные дороги. С другой, росло число автомобилей и водителей (соответственно на 4% и 2,5% ежегодно), а значит, и вероятность большего числа аварий. Так что потрясающие результаты дало в основном соблюдение элементарных правил дорожного движения. Автомобилей, двигающихся со скоростью выше 140 км/ч, стало не 6,8%, а 0,8%. Процент водителей, случайно выбранных и оказавшихся нетрезвыми, сократился с 4,3 до 1,9. Стали пристегиваться 95% тех, кто управляет машиной, вместо 81%. В России в 2008 г. на дорогах погибло почти 30 000 человек, причем эта цифра практически не меняется уже много лет. Согласно Росстату, это вторая после самоубийств причина смерти от внешних факторов, идущая далеко впереди некачественного алкоголя. Если не брать проблему дорог, которая, безусловно, играет большую роль в безопасности движения, непонятно, почему в России нельзя повысить штрафы и заставить их платить. Ведь подняли же штраф за непристегнутый ремень до 500 руб., и сразу многие перестали считать, что если ты пристегнулся, значит, не пацан. Бесполезно сравнивать инвестиции, сделанные в этом направлении в Испании (несколько десятков миллионов евро), поскольку Россия – более обширная страна. Но все затраты – на радары и базу неплательщиков – стоили бы копейки по сравнению со средними суммами федеральных целевых программ. Кстати, в России есть ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 гг.» с общим финансированием 54,277 млрд руб. Только пока она, кажется, не дает больших результатов. Что ж, бывает. Одно объяснение, почему эти простые вещи нельзя сделать в России: это потому, что в них не заинтересованы основные участники – с радаром не договоришься на месте за несколько сотен рублей на карманные расходы о том, что нарушения не было. Но даже если не брать коррупцию, с наказаниями за нарушения ПДД творится полный бардак. Честные российские водители отмечают, что реквизиты нередко бывают неверными, так что банки деньги не принимают. А у меня, например, когда забирали права, судья заметила, что я не заплатила несколько штрафов (я, как и многие другие, пользовалась полным отсутствием контроля за этим со стороны ГИБДД). Казалось бы, вы меня поймали за руку, но никто так и не заставил меня заплатить, ни когда я сдавала права, ни когда их забирала обратно. Правда, я добровольно это сделала, тем более, что речь шла о 300 руб.
Ты чего крадешься?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
В России есть ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 гг.» с общим финансированием 54,277 млрд руб., только результатов она почему-то не дает
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...