О печальном состоянии дел с музыкальными изданиями мы сообщили еще в августе. Пора посмотреть, как обстоят дела на рынке, который пришел «на смену» музыкальной прессе – в светском полуглянце и таблоидах, не стесняющихся своей «желтизны». И та, и другая категория изданий пишут о звездах, интересуясь в первую очередь частной жизнью селебритиз, но одни (Hello!, OK!, StarHit) пытаются со звездами сотрудничать, а другие («Твой день», «Жизнь», «Экспресс-газета», «Тайны звезд») используют разные схемы, в том числе подслушивание и подсматривание за ними с помощью папарацци. Кризис основательно потрепал издательский бизнес, но газеты и журналы «легкого поведения» меньше других ощутили его удары. Да, из-за падения объемов рекламы большинство изданий сократили число страниц и урезали сотрудникам зарплаты и бонусы, но достаточно безболезненно по сравнению с другими сегментами рынка. Да, закрылся журнал Gala – но кризис лишь оформил мысль о том, что рынок светских изданий не безграничен, и жесткую конкуренцию здесь выдержат не все. Остальные продолжают работать и радовать своих читателей удивительными подробностями жизни звезд. Прогнозировать падение спроса на подобную продукцию пока рано. Светские издания обеспечивают обывателей среднего возраста красивыми историями из мира гламура, что бы это ни значило. В нашем случае из мира чего-то богатого и недоступного, о чем можно посплетничать с подругами (львиная доля потребителей этих журналов – женщины). «Если у человека в собственной жизни не происходит и не произойдет ничего интересного, он начинает пристально следить за жизнью чужой», – считает певица Алена Свиридова. Артисты воспринимаются обывателем как старые знакомые и чуть ли не как дальние родственники, поэтому читатель хочет быть в курсе свадеб и разводов знаменитостей, а также приобретений недвижимости и поездок на отдых. Желтая же пресса обнадеживает своих потребителей тем, что звезды оказываются на ее страницах чуть более доступными и человечными, чем выглядят на экране. «Так же, как все, как все, как все» они болеют (и порой с очень неприятными диагнозами), напиваются, ведут себя кое-как. Информация о том, что не только у тебя все в жизни плохо, но и у какого-нибудь знаменитого артиста, на часть общества действует утешительно: неудачи соседа многих здесь по-прежнему радуют больше, чем собственный успех. Поэтому тиражи желтых изданий не падают: что ж, успешный бизнес не всегда отличается высокой нравственностью. Играя на самых скверных особенностях национального менталитета, желтая пресса при этом претендует на роль флагмана современной российской журналистики. Дескать, только у нас – скандалы, интриги, расследования и настоящий тяжелый репортерский труд. У всех остальных – кабинетное чистоплюйство и переписывание пресс-релизов. К критике этого тезиса мы еще вернемся, а пока придется констатировать, что в светских изданиях действительно практически не осталось журналистики как таковой. Это как с демократическими выборами в России: вроде все формальные атрибуты налицо, а результаты все равно известны заранее. В полуглянце есть интервью, новостные блоки, очерки и тому подобное, чему полагается быть в печатных изданиях. Но захватывающие интервью очень редко оказываются плодом мастерства журналиста, а чаще всего являются результатом слаженной работы пресс-службы и рекламного отдела редакции, а то и просто финансовых возможностей издателя. Светские издания дорожат репутацией, то есть, попросту говоря, стараются ни с кем не ругаться. «Узнал сенсацию и не смог промолчать» – исключение из правил. «Утвердил текст у пиар-менеджера звезды» – рабочие будни. (Хотя и проколы тоже случаются. Татьяна Лазарева недавно поссорилась с журналом StarHit, который завизировал у нее текст, перепечатанный из ее блога, а потом опубликовал другой вариант). Постановочные кадры, дизайнерские наряды, белозубые улыбки, розовые герои и героини – из этого состоит заманчивый мир российского полуглянца. Любые попытки двинуться в сторону настоящей жизни и журналистики обречены на неудачи: поскольку журналы заинтересованы в звездах, они вынуждены публиковать «сенсации», сфабрикованные в недрах звездных пресс-служб, менять «право первой ночи» на обложку, максимально «причесывать» образы своих героев, делать вид, что у Николая Баскова роман с Оксаной Федоровой, и задавать 70-летним актрисам вопрос, влюблены ли они сейчас. Возвращаясь к затронутой в прошлом посте теме особенностей национального пиара, нужно сказать, что большинству пиарщиков в шоу-бизнесе удобна именно такая модель работы: они видят свою основную задачу в том, чтобы пропихнуть что-то красивое в глянец, а не в том, чтобы делиться реальными новостями с теми, кто их еще публикует. Бизнес-модель светских изданий работоспособна до тех пор, пока у части народа есть потребность в сказке. Судя по тому, что многочисленные читательницы этих журналов верят в традиционность сексуальной ориентации ряда популярных артистов, сказки в нашей стране будут нужны людям еще очень долго. Некоторые опасения издателям подобной прессы должно внушать несовершенство института «звезд». Если раньше артисты становились популярными, сыграв заметную роль или выпустив понравившуюся народу песню, то теперь такой прямой зависимости нет. Наоборот, есть ощущение, что от четверти до половины звезд существуют только для того, чтобы светским журналам было о ком писать. Обилие звездных реалити-шоу подтверждает эту мысль: знаменитости становятся знаменитыми, потому что мелькают в телевизоре – не всегда даже понятно, в каком качестве. Сейчас существует десятки известных певцов, у которых нет ни одной запомнившейся песни. Если в качестве звезды на экране или в журнале фигурирует некое незнакомое лицо, то это либо кто-то из «Фабрики звезд», либо сериальный актер. Докризисный расцвет «мыльной» индустрии обеспечил журналы невероятным количеством новых звезд – при этом о существовании самих сериалов зритель часто узнает только из пародий на них в «Большой разнице». Свою телевизионно-журнальную популярность артисты даже не торопятся монетизировать. Если ты уже известен, твой альбом купят хотя бы из любопытства – однако юные певцы не спешат пользоваться открывшимися возможностями: возможно, думают, что сегодняшняя слава – автоматически и навсегда. Примеров, когда звезда мудро регулирует и свою творческую жизнь, и ее освещение в прессе, не так уж много. Кристина Орбакайте, с детства столкнувшаяся с нездоровым вниманием к своей семье, научилась очень четко выстраивать свои взаимоотношения с журналистами. Обратите внимание, что информация о драматических событиях, связанных с «дележом» ее младшего сына Дени с бывшим мужем, появилась только через пару недель после начала «острой стадии» конфликта. До этого – никаких жалоб, никаких утечек, никакого пиара. Когда информация была обнародована, Кристина не стала играть в таинственность – ее пиар-служба отличалась четкостью комментариев, и прессе практически удалось обойтись без истеричного тона в освещении этой истории. Чтобы с интересом следить и за сериалами, и за личной жизнью их участников, и за неизвестно когда и что поющими певцами, нужно обладать особенным складом характера: вряд ли людей с таким кругом интересов становится в стране больше (особенно если производство сериалов приостановится из-за кризиса), а значит, светским изданиям нужно искать какие-то новые пути расширения аудитории, кроме создания виртуальной глянцевой реальности. Теперь вернемся к желтой прессе и «настоящей жизни», которую она якобы отражает. «Настоящий журналист – тот, кто пошел, среди ночи куда-то влез, раскопал», – говорит в недавнем интервью журналу «Афиша» издатель «Жизни» и «Твоего дня» Арам Габрелянов, открывающий свою школу журналистики (обучение на курсах в ней стоит 24 000 рублей). И кто бы спорил? Проводить расследования, докапываться до правды, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете – это, конечно, классика жанра и суть журналистики. Однако газета «Жизнь» и сайт life.ru в качестве флагмана настоящего репортерства выглядит более чем бледно. Где их «Уотергейт»? Где найденные ими счета Путина? Где секс-скандалы с участием министров и депутатов? Где, на худой конец, правда о пресловутой ориентации селебритиз, кроме постоянных наездов на Земфиру и Ренату Литвинову? Нет ничего этого, а вместо расследований, которые могут изменить ход развития страны, хваленые репортеры «Жизни» дежурят в кустах у подъездов поп-звезд, провоцируют их на скандалы, обзванивают морги и подкупают медперсонал, чтобы первыми сообщить о смертельной болезни очередной звезды. Вот несколько недавних заголовков с life.ru: «Сын Кузьмина погиб в наркотическом угаре», «Пойманы грабители, пытавшие Цекало», «Пилот спас от крушения лайнер Пугачевой», «Актер Лев Дуров попал в больницу», «Светлана Журова попала в ДТП в Москве», «Филипп Киркоров побрился на спор»… В советские годы таких «флагманов» репортерской профессии обвинили бы мелкотемье, а в нынешнее циничное время вспоминается, извините, анекдот про «этак можно и до мышей…» Журналистское стремление «среди ночи куда-то влезть» в наших реалиях сильно отдает патологией. Надо быть каким-то очень специальным человеком, чтобы с упоением писать (и читать) о, например, онкологических диагнозах известных людей. Создается впечатление, что в настоящей жизни-то авторы желтой прессы разбираются очень слабо – иначе не появлялась бы в их материалах с упорством, достойным лучшего применения, фраза о том, что «сейчас актриса на втором месяце, и все замечают ее округлившийся животик». В реальной жизни на втором месяце никакого животика еще не видно – но похоже, что у желтых корреспонденток не бывает детей, и они о них ничего не знают. Ну а от тяжелых болезней не застрахован никто, включая самих репортеров и их родственников – почему же они позволяют себя смаковать эти диагнозы? Даже если допустить, что желтая пресса во многих случаях публикует правду – запах у нее такой, что хочется сразу после чтения душ принять. Желтую прессу обвиняют в дискредитации журналистики и воспитании в читателях низменных чувств – хочется верить, что издателям соответствующих газет где-нибудь за это придется ответить. Но это все моральная сторона вопроса, а что же с материальной? Платят ли поражающие воображение гонорары за сидение в кустах? Могут ли пострадавшие от кризиса «традиционные» журналисты рассматривать сотрудничество с «желтухой» как способ пересидеть трудные времена? Сопоставим ли контракт с желтым изданием с легкой сделкой с дьяволом, покрывает ли его сумма репутационные издержки? Нет, это один из мифов, достаточно лишь посмотреть вакансии этих изданий на хедхантерских сайтах. Ставки там средние по отрасли и довольно низкие, если учесть, что за эти деньги соискатель должен отказаться от общечеловеческих представлений о журналистском профессионализме и от совести. Стало быть, красивую теоретическую базу под свое издательское кредо производители желтизны подводят не просто так. Они надеются вывести новую породу людей – готовых заплатить 24 000 рублей за обучение на курсах; абсолютно уверенных в том, что читателей интересует только грязь; способных отстаивать эту идею не за деньги, а с искренним энтузиазмом. Общество, которое формирует социальный заказ на такую прессу, на самом деле нужно лечить. Впрочем, вряд ли лечение будет прописано скоро, ведь властям удобно держать население в маргинальном состоянии. Единственное, что мы можем сделать прямо сейчас, – перестать называть сотрудников желтой прессы журналистами. Они ведь занимаются совсем другой профессией.