Сколько раз за последние годы противники интеграции России в мировую экономику и торговлю назойливо твердили об «опасности форсирования присоединения к ВТО»? Старался отслеживать, но сбился со счета. Переговоры, кстати, длятся уже 16 лет, и трудно понять, каким образом создается впечатление о «форсировании» данного процесса. Тут, наверное, не обходится без изрядной доли фантазии. А вот вопрос создания Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЕС активно вошел в повестку дня совсем недавно – с июня 2009 г. (хотя соответствующие планы существовали ранее). В течение второй половины прошлого года прозвучало огромное количество заявлений российских официальных лиц о всяческих достоинствах этого интеграционного объединения, о том что с 1 января 2010 г. вступит в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля – общий Таможенный кодекс и во втором полугодии 2010 г. будут завершены все формальности по Таможенному союзу. Что это, если не то самое форсирование тоже весьма сложного и многопланового процесса, затрагивающего целый ряд самых чувствительных сфер жизни и деятельности каждого государства-члена этой интеграционной группировки? Первые недели наступившего года принесли слишком много плохих новостей о первых шагах Таможенного союза: проблемы с поставками российской нефти в Белоруссию, озабоченность импортеров алкоголя и телекоммуникационного оборудования в связи с несовершенством новой правовой базы, разногласия по поводу распределения таможенных платежей между Россией, Казахстаном и Белоруссией и т.д. Тем временем эксперты продолжают писать замечания к союзному Таможенному кодексу, который должен вступить в силу через полгода. Число поправок, как стало известно, приблизилось уже к 250(!). Одна из новостей «последнего часа»: первый вице-премьер Игорь Шувалов на состоявшейся встрече с премьер-министром Владимиром Путиным заявил о необходимости создания наднациональных органов в рамках Таможенного союза, в частности, Казначейства и единой таможни. Но ведь совсем недавно, 27 ноября 2009 г., в Минске главы трех государств подписывали важнейшие соглашения Таможенного союза и казалось, что все основные проблемы решены. Теперь же выходит: что ни день, то новое препятствие. Неужели правы были те, кто еще в начале прошлой осени говорили, что ключевые документы ТС писались «на коленке»? Согласно известной мудрости, умный предпочитает учиться на чужих ошибках или чужом опыте (про неумного говорить не будем). И такой опыт, оказывается, есть, и находится он, что называется, на расстоянии вытянутой руки. Это опыт нашего ближайшего соседа и главного торгового партнера – Евросоюза. Напомню, что создание Таможенного союза было провозглашено соответствующей статьей Договора об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 г. Переходный период для постепенной отмены государствами-членами таможенные пошлин и сборов был установлен с 1 января 1958 г. по 31 декабря 1969 г., то есть протяженностью 11 лет. Затем более 20 лет после 1968 г. занял процесс отмены таможенных процедур на границах между государствами-членами ЕС, который завершился 1 января 1993 г. Но и после этого в течение нескольких лет внутри ЕС продолжал сохраняться таможенный контроль. Таким образом, в ЕС на создание полноценного таможенного союза ушло около 35 лет. Зато теперь он работает, ЕС выступает в мировой торговле единым голосом, все участники этого таможенного союза в конечном счете получили выгоду. Повторю, все это у было давно и достаточно хорошо известно: написаны десятки докторских и кандидатских диссертаций. Вот только проку от этого, судя по тому, как стартовал наш Таможенный союз, пока не видно. Похоже, нам и здесь чужой пример не указ. А жаль.