Власть планирует оптимизировать процесс предоставления государственных услуг гражданам, воплотив идею электронного правительства. На первый взгляд, инструментом для функционирования e-gov должны стать своего рода электронные ворота в виде порталов, государственной электронной почты и т.д. Однако за этими «пропилеями» – право граждан запрашивать и обращаться в виде неструктурированной, разноформатной и семантически неоднородной информации, в том числе на бумаге. Электронное правительство начнет работать только в том случае, если информация, которая находится в распоряжении чиновников, будет унифицирована и доступна – протяни руку и возьми. Государство озаботилось проблемой легализации электронной информации еще в 1995 году. Именно тогда появилась первая нормативная «ласточка» в виде федерального закона № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». С тех пор возникла законодательная база, связанная с электронной цифровой подписью, межведомственным взаимодействием, электронными госуслугами и т.д. Новинка июля 2010 года – федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Его инновации настолько существенны, что потребовали внести десятки изменений в статьи законов и кодексов, регулирующих взаимодействие граждан и организаций с госорганами: от контрольной деятельности налоговиков до реализации государственных социальных программ. «Смежный» федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации….» вступит в силу в январе 2011 года. Этим законом введено адекватное определение электронного документа, а во всех пунктах, где речь идет о передаче и предоставлении информации, по умолчанию добавлено: «в том числе электронные документы». Взаимодействовать с помощью электронных документов отныне можно как по инициативе граждан и организаций, так и по инициативе самих ведомств. При этом любой гражданин имеет право направить запрос в государственный орган на бумаге и требовать дать ему ответ на бумаге же. Что вполне естественно, учитывая электронное неравенство, которое существует между ведомствами и регионами. Оба закона написаны «на вырост». В 2011 году применить многие их пункты будет невозможно, и потребуется выпустить изрядное количество подзаконных актов, которые обеспечат инструментарий для предоставления государственных услуг. Сейчас закон говорит, что «запрос – это выраженное в устной или письменной форме, либо в электроном виде обращение заявителя о предоставлении государственной (муниципальной) услуги…». То есть граждане обращаются «на бумаге», по электронной почте, через портал, пишут запросы в word и txt, прикладывают документы в excel, pdf или в виде отсканированных образов. Но современные информационные системы ведомств и многофункциональных центров не обеспечивают унифицированную обработку столь разнородного потока документов. Непосредственный цикл предоставления государственной услуги, происходящий в недрах электронного правительства, должен быть максимально прозрачным и единообразным, вне зависимости от того, в какой форме поступил запрос. Когда речь идет о формализованной информации – мы можем привести ее в форму записей, которые хранятся в учетной системе. Неформализованную информацию влить в систему невозможно. Информационные системы, в каком бы виде они ни существовали сегодня (МФЦ, экспедиции ведомств, «одно окно»), должны быть дополнены форпостом, который, принимая на себя потоки заявлений, преобразовывал бы их в электронные документы и передавал бы чиновникам для работы. Все эти сложные технические процедуры – за «занавесом». Но именно они определяют эффективность государственных электронных услуг.