Что такое политическая партия? В первую очередь – это собрание единомышленников, разделяющих определенные политические ценности, и желающих участвовать в выборах с целью влияния на политику своего муниципалитета, региона, государства. Влияния, а, в конечном счете, если получится, то и прихода к власти. Все очень просто, но российский закон «О партиях» накладывает кучу разных ограничений на деятельность таких групп единомышленников; все эти ограничения хорошо известны. Например, отделения должны быть созданы не менее, чем в 42 регионах страны; определенным образом регулируются нормы внутрипартийной жизни, структура руководящих органов партии, и так далее. Так, а не иначе должен работать оргкомитет партии, ее политсовет, съезд, ревизионная комиссия.
Но это – лишь часть ограничений, с которыми предстоит столкнуться начинающим партстроителям. Помимо формальных ограничений, есть еще проблемы, связанные с плачевным состоянием политического поля. В большинстве российских регионов нормальная политика и нормальные политики просто отсутствуют. Бегает, разве что, какой-нибудь ушлый мужичок–«яблочник» или «справедливоросс», занимается исключительно решением своих личных коммерческих вопросов. Для этого он использует бренд своей партии и возможность провести под этим брендом определенное количество депутатов в муниципальный или региональный парламент. За последние 10 лет, все более или менее серьезные региональные политики либо из политики ушли, либо переехали из регионов в Москву, либо инкорпорировались в системные политические структуры, как какая-нибудь г-жа Яровая, ныне главная в консервативном клубе ЕР, а когда-то видная камчатская «яблочница». А новых лиц – почти нигде не появилось, по причине отсутствия спроса.
Но партию-то построить хочется! Условную «партию нормальных людей» или «партию здравого смысла». Назвать ее можно как угодно, речь идет о вовлечении в политическую активность людей, которые раньше не занимались политикой. Эти люди, «рассерженные горожане», были разбужены совсем недавно, в них проснулось желание активно действовать, но, в то же время, их не устраивают ни лица лидеров из 90-х, ни те структуры и проекты, которые предлагают эти лидеры.
Но как ее создать? Конечно, очень хочется, чтобы «Партия здравого смысла», состоящая из внятных людей, вдруг появилась бы на политическом поле страны, но это невозможно, поскольку сначала ее необходимо построить, провести всю организационную работу, создать отделения в каждом из 42 регионов. Кстати, вы представляете себе, что такое 42 региона? Это практически вся страна. В России всего 83 региона, при этом отбросьте автономные округа, где все население составляет несколько десятков тысяч человек, а также республики Северного Кавказа и бедных регионов Центральной России, где никакой самостоятельной политической жизнью даже не пахнет, и вы поймете, что в каждом более-менее приличном регионе вам придется найти единомышленников и создать партийное отделение. Придется идти даже в совсем небольшие города – у нас миллионников-то только 13 штук. Короче, непросто.
Обычно-то задача, связанная с партстроительством решается так: в Москве каким-то лидером находятся деньги, в регионах под эти деньги нанимаются координаторы, которые, в свою очередь, набирают небольшую сетку для необходимой структуры и численности. В обмен на свою позицию и маленькую зарплату региональные координаторы приезжают на федеральный съезд партии и голосуют за того лидера, который изначально нашел деньги для создания партии. Подобным образом функционируют обычная москвоцентричная партия. Конечной целью функционирования такой партии является создание некоего ресурса, который впоследствии позволит оптом и в розницу торговать депутатскими местами в муниципальных думах и региональных заксобраниях.
И если мы хотим избежать этого скорбного пути, надо придумать что-то принципиально другое. Например, самофинансирование региональных отделений, чтобы у них не было финансовой зависимости от Москвы: это станет гарантией внутренней демократии, гарантией того, что партия не будет вождистской. Необходимо обеспечить и прозрачность принятия решений. Внутрипартийной демократии в большинстве создаваемых сейчас партий ничуть не больше, чем в «Единой России», – это обусловлено их структурой. И очень важно, чтобы люди приходили в партию не из-за желания заработать и построить карьеру, а из-за близких им идей и ценностей. Принятие всех важных решений должно быть в руках тех, кто разделяет идеологию партии, только в этом случае партийный фундамент будет крепким и надежным, а идеология будет сохранена.
Вот это мы и пытаемся сделать сейчас с помощью интернет-площадки Демократия2. Это может выглядеть довольно странным, но мы долго думали, и просто не смогли придумать никакого пути. Мы стараемся вытащить максимальное количество людей на разговор, чтобы выявить среди них внятных лидеров в регионах, которые будут готовы построить небольшие региональные отделения. Мы хотим инициировать сетку нормально функционирующих региональных отделений, не вкладывая в это денег и не руководя процессом из единого центра.
Так мы пытаемся создать предпосылки для невождистской партии, основанной на идеологической близости. Наша идеология простая – партисипативность, то есть возможность максимального влияния граждан на принятие решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Именно вокруг этой идеи мы пытаемся объединить людей, а не вокруг идеи зарабатывания денег и победы на выборах. Это очень важное наше отличие.