© Jamal Kurshid

В 2011 году «Газпром» поставил в Грецию 2,9 млрд кубометров топлива – более 60% общего объема потребления. Италия же является вторым по объему потребителем российского газа в ЕС после Германии. Здесь позиции российской компании, державшей ранее четверть рынка, во время кризиса сильно пошатнулись. В 2010 году доля «Газпрома» составила всего 16%, затем дела пошли на поправку, но преимущественно благодаря предоставленным скидкам.

Приобретение DEPA даст российской компании доступ к двум важным европейским трубопроводным проектам, а также пойдет на пользу газпромовскому проекту «Южный поток». DEPA является участником консорциумов ITGI (перемычка Турция – Греция – Италия). В августе минувшего года правительства Греции и Италии подписали соглашение о поддержке Трансадриатического газопровода, участником строительства которого с большой вероятностью также станет DEPA. В совокупности Трансадриатический газопровод и ITGI, закладка которых намечена на вторую половину 2010-х годов, обеспечат прокачку не менее 18 млрд кубометров газа. Эта величина соответствует текущему объему продаж «Газпрома» в Италии.

DEPA участвует и в консорциуме IGB, который занимается сооружением соединительного газопровода Греция – Болгария. С учетом этого «Газпром» имеет шанс получить доступ к ответвлению от «Южного потока», избавившись от необходимости строить собственную трубу.

Усиление позиций «Газпрома», очевидно, не входит в планы Европейской комиссии, которая в настоящее время ведет антимонопольное расследование против российской компании. Целью проектов ITGI и Трансадриатического газопровода было снизить зависимостью стран Южной Европы от российского газа за счет поставок из Азербайджана. В середине 2010 года Азербайджан и Турция договорились об использовании газа второй очереди месторождения Шах-Дениз. Около 6 млрд кубометров газа пойдет на внутренний рынок Турции, 8,5 млрд – дальше в Европу. Буквально несколько дней назад консорциум «Шах-Дениз» одобрил участие в проекте Nabucco – основном конкуренте «Южного потока».

Таким образом, азербайджанская ГНКАР сегодня является основным конкурентом «Газпрома» по трубопроводным поставкам и не менее россиян заинтересована в контроле над DEPA. При этом важным преимуществом Азербайджана будут симпатии европейских властей. Возможно, именно это обстоятельство побудило к участию в приватизационном тендере еще одну российскую компанию – группу «Синтез». Ее владелец, сенатор Леонид Лебедев, не новичок в газовом бизнесе. В 2004 году он получил контроль над двумя крупными шельфовыми месторождениями (Адмиралтейская и Пахтусовская площади), сопоставимыми по запасам со Штокманом. В минувшем году партнером «Синтеза» по реализации этого проекта стала «Роснефть», заплатившая около $100 млн.

Стоимость DEPA оценивается примерно в $2 млрд и существенно превышает стоимость нынешних активов «Синтеза». Очевидно, что для финансирования столь крупной сделки компании потребуется партнер, в роли которого теоретически может выступить «Газпром». Однако российская монополия, учитывая непростой характер отношений с Европейской комиссией, вероятнее всего, не будет играть «втемную». Неинтересно партнерство с «Синтезом» и для ГНКАР. Подобный расклад сил, как ни прискорбно, превращает вопрос о фаворите в греческом тендере в риторический. Если не случится форс-мажорных обстоятельств, DEPA с большой вероятностью достанется азербайджанской госкомпании.