© Евгений Асмолов / ИТАР-ТАСС

Авторы законопроекта о защите чувств верующих решили, что надо бы расширить его и защитить чувства не только исповедующих основные религии. Так получилось из-за строчки о «религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия» – правительство в своем отзыве на документ попросило пояснить это понятие.

Немного поразмыслив, авторы предпочли вовсе выкинуть из текста закона непонятную формулировку, и теперь санкции за оскорбление чувств будут распространяться на всех, кто обидит участника вообще любой религиозной организации – традиционной или не очень. Таким образом кришнаиты, язычники, шаманы и все-все-все оказываются под защитой.

Более того, глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) предложил расширить статью УК «О разжигании ненависти» и добавить туда пассаж об «оскорблении чувств граждан по признакам отношения к вере».

«Таким образом под эту формулировку подпадают и верующие, и неверующие. За это должна быть ответственность более серьезная, чем есть сейчас», – объясняет Нилов.

С Ниловым согласен Всеволод Чаплин из отдела по взаимоотношениям церкви и общества:

«Когда речь идет о чувствах верующих или неверующих, будь то вечный огонь, крест, Талмуд, буддистский молитвенный барабан, Коран, коммунистический серп и молот, – все это должно защищаться».

Сможет ли в таком случае гипотетический атеист предъявить претензии РПЦ, если его чувства оскорбит, например, зрелище крестного хода, пока непонятно.

Тем временем новые изменения в законопроекте подвергаются, как это обычно бывает, новой критике. Так, Николай Сванидзе подчеркивает, что неоднозначная формулировка о «защите чувств верующих», которую призывали исправить члены президентского совета по правам человека, осталась без изменений. А «неопределенность преступлений рождает произвол, особенно при нашей судебной системе». Поэтому СПЧ готовит поправки к проекту, которые позволят уточнять административные, а не уголовные статьи.

В настоящее время законопроект о защите чувств верующих проходит проверку в профильных комитетах. Госдума сможет приступить к рассмотрению документа уже весной.