Граффити с изображением Кремля и президента России Владимира Путина, на стене жилого здания в Севастополе.

Граффити с изображением Кремля и президента России Владимира Путина, на стене жилого здания в Севастополе.

Фото: REUTERS

Несовместимость России и значительной части мира, которая в последнее время становится все более явной, вряд ли объяснима своеволием Владимира Путина или патологическими чертами людей, входящих в его ближайшее окружение. На мой взгляд, как политические, так и экономические девиации современной России имеют основания, во многом коренящиеся в характере ее общественного сознания – сознания, все более отдаляющегося от любого рационального взгляда на вещи, свойственного большей части успешных наций.

Между становлением рационального типа сознания и социальным прогрессом в той или иной стране существует очевидная связь. Подъем Запада был обусловлен прежде всего революцией Нового времени, которая отодвинула в сторону религию и мифологию и сделала практичность знания главной его ценностью. Основы для такого подхода были заложены еще средневековой схоластикой и знаменитой фразой Оккама, советовавшего «не умножать сущностей сверх необходимости». Разумеется, теории оставались значимыми, но лишь те, которые каждодневно доказывали свою практическую применимость и, что самое существенное, не слишком противоречили совокупности наблюдаемых фактов.

Россия сегодня – это та уникальная страна, в которой факты не способны никого убедить

В России проблемы с рационализмом возникли очень давно. Вся наша история во многом представляет собой борьбу умозрительного доктринерства (в разное время принимавшего облик идей о Москве как «третьем Риме» или о коммунистическом завтра) с реалистическими концептами или проектами развития, причем последние одерживали верх, скажем так, далеко не всегда. Именно нежелание значительной части интеллектуального класса расстаться с бредовыми рассуждениями об «особости» России привело и к отставанию России от Европы в середине XIX столетия, и к коммунистическому эксперименту в ХХ веке. Однако то, что мы наблюдаем сейчас, выглядит совершенно «новаторским» по сравнению с предшествующим оригинальничаньем.