Граница между ранним и высоким Средневековьем Европы условна, но часто ее обозначают по цивилизационному рывку, который с XIX века стали называть «Каролингским возрождением». Этот период охватывает правление Карла Великого и его наследника Людовика Благочестивого (814–843), иногда сюда же включают и царствование сына Людовика, Карла II (843–877). Этот очерк посвящен предыстории, причинам и содержанию первого «ренессанса» в истории Европы.
Пока центры цивилизации сосредоточились в Византии, мусульманском мире и Китае, на европейской периферии шел процесс медленного преодоления распада Римской империи. Германия, Франция и Британия представляли собой конгломераты «королевств» под властью традиционной элиты с элементами племенной демократии. Короли сохраняли реликты римского правления: римские титулы и звания, незначительное делопроизводство, остатки права, – но в целом это были скромные аграрные государства без амбиций.
Начиная с VII века в королевстве франков (совр. северная Франция и Бельгия) начало складываться двоевластие: рядом с официальными королям, Меровингами, появился род Пипинидов, наследственных правителей одной из областей, представители которого с середины VII века стали носить титул майордома (major domus – лат. глава дворца). Майордомы передавали титул и власть по наследству и постепенно низвели Меровингов до положения номинальных властителей. Поздние майордомы именовали себя dux et princeps Francorum – владыка и принц франков; ранг dux/despotes означал самостоятельного правителя на ступень ниже византийского императора, например, дожа Венеции. В 751 году майордом Пипин Короткий убедил римского папу признать его королем, последний Меровинг был заключен в монастырь, и королевством франков стала править династия, получившая в будущем имя Каролингов – по имени сына Пипина, Карла, будущего короля.
Вскоре после этого Пипин заключил союз с багдадским халифом аль-Мамуном, который продолжали их сыновья Карл и Харун ар-Рашид. Союз багдадских Аббасидов и Каролингов был важным фактором мировой политики следующие полвека. В 777–778 годах Карл Великий шел войной на халифа Кордовы Абд ар-Рахмана плечом к плечу с вали (губернатором) Барселоны Сулейманом аль-Араби, сторонником багдадского халифа. Именно в этой войне погиб маркграф Карла Хруогланд Бретонский, попавший в Ронсевальском ущелье в засаду басков: позднейшая легенда обессмертила его как Роланда, победителя сарацин. Именно в ходе этой войны владения христиан впервые за полтора столетия продвинулись за Пиренеи, создав плацдарм для будущей Реконкисты.
Карл Великий правил с 762 по 814 год и за это время превратил сравнительно небольшое государство отца в общеевропейскую империю, а также добился титула императора (800). До этого момента считалось, что император у христиан может быть только один – в Константинополе. Однако Карл воспользовался тем, что в Константинополе правила узурпировавшая власть императрица Ирина, свергнувшая и ослепившая собственного сына. «Женский империй» не признавали ни Карл, ни короновавший его папа Лев III. После свержения Ирины в 803 году Карл и новый император Никифор какое-то время вели войну, но после смерти Никифора следующий василевс, Михаил, предпочел формально признать за Карлом титул в обмен на контроль над ключевым портом, Венецией.
Современные историки нередко называют Карла Великого первым объединителем Европы. Поскольку объединение стало результатом почти тридцати лет непрерывных войн, честь, с учетом современных ценностей, довольно сомнительная. Однако если раньше военные вылазки вели к тому, что победители уходили, облагая побежденный народ данью (которая вовсе не платилась или платилась нерегулярно), то Карл был заинтересован в том, чтобы по возможности контролировать покоренные территории. Для воплощения своих планов Карл должен был иметь механизмы контроля и штат администраторов, умеющих читать, писать и знающих право. Так в государстве сложился запрос на светское образование.