REUTERS / Stephane Mahe

Избирательная кампания – 2015 близка к финишу. Кандидаты зарегистрированы, началась агитация в прессе, остается меньше трех недель до дня голосования 13 сентября. В этом году губернаторские выборы проходят в 21 регионе (не считая трех – Северной Осетии, ХМАО и ЯНАО, где вновь по-прежнему утверждают заксобрания по представлению президента). Что происходит с этими выборами? Есть ли хоть где-то реальная конкуренция?

Как отмечается в экспертном докладе для Комитета гражданских инициатив, тренд на «кампании референдумного типа» становится в этом году еще более выраженным: реальная политическая конкуренция отсутствует, а голосование приобретает черты референдума по доверию к безальтернативному руководителю. Во многом это результат скандалов прошлого года, когда почти повсеместно от выборов были отстранены оппоненты действующих губернаторов (Санкт-Петербург, Башкирия, Курская, Оренбургская, Орловская области, Ставропольский край). Глядя на печальный опыт коллег-энтузиастов, в этом году многие сильные претенденты даже не попытались выдвинуться.

Губернаторы сами назначают себе конкурентов, зачищая поляну от всех сколько-нибудь политически самостоятельных кандидатов

Процедура регистрации кандидатов тоже не изменилась, несмотря на все скандалы и критику: тот же беспрецедентный «муниципальный фильтр» (от 5% до 10% подписей муниципальных депутатов и/или избираемых населением глав муниципальных образований). В таких условиях действующие губернаторы сами назначают себе конкурентов, зачищая поляну не только от перспективных, но и от всех сколько-нибудь политически самостоятельных кандидатов.

В итоге на выборах нет интриги, избиратели окончательно теряют к ним интерес, снижается явка (и так упавшая из-за переноса выборов на начало сентября), а вслед за ней – легитимность выборов и их результатов.

Тотальный самоотвод

В 2013 году средний уровень конкуренции на выборах губернаторов по итогам регистрации составлял пять человек на место. В прошлом году выдвинулись 207 кандидатов, в среднем 6,9 на регион. После регистрации осталось 138–4,6 кандидата на место. На этот раз выдвинулись 142 претендента (6,76 на регион), было зарегистрировано 98 человек, или 4,67 на регион – получилось даже больше, чем в 2014 году, видимо, просто потому, что многие не пошли изначально.

Сильные кандидаты отказываются выдвигаться после разговоров с высокопоставленными чиновниками

Кто же не пошел, хотя имел бы хорошие шансы? В Костромской области не стали выдвигаться крупнейшие региональные предприниматели бывший депутат Госдумы и экс секретарь политсовета «Единой России» Евгений Трепов (ныне депутат облдумы, исключенный из «ЕР») и нынешний депутат Госдумы, руководитель областной «Справедливой России» Андрей Озеров. В Чувашии среди претендентов не оказалось депутата госдумы от «СР» Анатолия Аксакова. В Иркутской области не стал выдвигаться бывший первый замгубернатора и бывший секретарь областной «Единой России» Александр Битаров (в 2013 году стал депутатом заксобрания области от «Гражданской платформы»). Не выдвинула партия и других сильных кандидатов – экс-председателя совета ректоров области Михаила Винокурова, бывшего депутата Госдумы Юрия Курина и других. Вместо них «Гражданская платформа» выдвинула молодого журналиста и редактора спортивной газеты «Наша Сибскана» Артура Пьянова. По словам председателя областного отделения партии «Патриоты России» Василия Проничева, все сильные кандидаты отказались выдвигаться после разговоров с различными высокопоставленными чиновниками.

В Брянской области отказались выдвигать собственных кандидатов КПРФ и ЛДПР. В СМИ обсуждалась кандидатура первого зампреда движения «Боевое братство», бывшего Главного федерального инспектора по Московской области Николая Шубы, которого якобы могла выдвинуть КПРФ, но в итоге этого не произошло.

Если в 2013–2014 годах с губернаторами обычно конкурировали депутаты Госдумы и бывшие крупные чиновники (и даже несколько бывших губернаторов и один бывший министр), то в 2015-м действующие губернаторы все чаще назначают себе в конкуренты помощников депутатов и различных клерков.

А там, где сильные претенденты все же были готовы выдвинуться (хотя таких случаев было мало), партии отказались их выдвигать. Показательный пример – Архангельская область, где депутат Госдумы от «Единой России» Елена Вторыгина могла составить реальную конкуренцию губернатору Игорю Орлову и ее кандидатура активно обсуждалась в прессе. Вторыгину выдвинули региональные отделения Российской партии пенсионеров за справедливость и «Родины», но центральные руководящие органы обеих (!!) партий не дали согласие, в результате она была включена в тройку претендентов губернатора на членство в Совете Федерации.

В Калининградской области бывшего вице-премьера областного правительства Константина Суслова просто не пустили на праймериз «Единой России», а от других партий он идти не рискнул.

Конкуренция: есть ли хоть где-нибудь

Возникает вопрос: есть ли хоть в одном регионе реальная конкуренция или везде имитация?