На акция в знак протеста против взимания сборов с фур за проезд по федеральным трассам.

На акция в знак протеста против взимания сборов с фур за проезд по федеральным трассам.

ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Сергей Николаев

Лет двадцать назад (как летит время!) мой лучший друг Владимир успешно делал в Москве банковский бизнес. Выходец из аристократической армянской семьи, он был одним из самых благородных и открытых людей, каких мне выпало знать. Годы были тяжелые, и нередко родственники и друзья (а порой родственники друзей и друзья родственников) моего друга приезжали в Москву из Армении и Карабаха, стремясь достичь чего-то в том сказочном с точки зрения возможностей и карьеры городе, которым Москва была в 1990-е годы.

Друг готов был помочь всем, кому мог. Но так как в жизни он достиг всего сам, то считал, что человеку правильнее дать возможности, а не деньги. Так появлялись новые бизнесы, один из которых запомнился мне навсегда. То был ресторан, открытый в центре Москвы и трудоустроивший почти половину приехавшей родни. Требовавший немало денег на дорогую аренду, не говоря о ремонте, дизайне и оборудовании, он не приносил особых доходов, а точнее, постоянно работал в убыток. Когда же другой наш общий друг, довольно известный пиарщик, приведя туда своих клиентов, вынул со дна кокотницы, недавно еще наполненной жюльеном, окурок, судьба заведения была решена окончательно. И тогда я усомнился в правильности известной максимы о рыбе и удочке – и счел, что, если хочешь помочь человеку и оставить о себе хорошую память, реши его проблему, устрой то или иное дело или просто дай денег. Чем прямолинейнее помощь, тем меньше сложностей и тем очевиднее результат.

Прошли годы, Владимир умер. Россия стала иной. И 1990-е годы, с легкой руки профессиональных пропагандистов, вспоминаются сегодня как жуткое, катастрофическое время. Страной руководит другой президент (Владимир), и частный бизнес, кажется, вскоре окончательно погибнет под «асфальтом» госкапитализма. Однако и сегодня глава государства совершает ту же банальную, но оттого не менее опасную ошибку, что и частный предприниматель много лет назад.