Алексей Кудрин.

Алексей Кудрин.

Denis Sinyakov / Reuters

Термин «сислиб», или «системный либерал», существует в российском политическом дискурсе где-то с конца 1990-х годов и помогает довольно четко обрисовать систему управления страной, сложившуюся после ухода Бориса Ельцина со своего поста и в первые годы президентства Владимира Путина. В этот период борьбу за влияние в стране вели два клана: клан силовиков, выходцем из которого был и сам Путин. И группа «продвинутой номенклатуры», занимавшей руководящие посты в экономическом блоке правительства, а до этого проводившей болезненные, но необходимые либеральные реформы после распада СССР.

Новая помощь

Фактически унаследовав свои места в новой путинской администрации, экономисты продолжали реформаторскую деятельность. Но постепенно теряли влияние на формирование политической повестки, превращаясь из полноценного «столпа» режима в «эффективных менеджеров», призванных к решению конкретных задач.

Наиболее яркий публичный конфликт, спровоцированный утратой либерально-экономическим блоком своих полномочий, произошел в 2011 году, когда Алексей Кудрин покинул пост министра финансов, не согласившись с решением команды Медведева об очередном повышении бюджетных расходов на оборонную сферу в ущерб всем остальным. Тем не менее и после этого инцидента несколько либеральных экономистов оставались внутри управленческих структур, пытаясь косвенно влиять на решения Кремля или консультируя элиту по наиболее тяжелым экономическим вопросам. За эти попытки влияния и пребывание внутри властвующей элиты их и называют «системными либералами».