На выставке «Ван Гог. Ожившие полотна».

На выставке «Ван Гог. Ожившие полотна».

Владимир Астапкович / РИА Новости

Краткий пересказ книги Альфреда Джелла «Искусство и действие» (Alfred Gell. Art and Agency: An Anthropological Theory).

Контекст

Книга британского антрополога Альфреда Джелла объединяет в себе идеи, разрабатываемые автором на протяжении всей его научной карьеры. Одной из его наиболее радикальных идей является отказ от семиотического подхода к искусству и призыв рассматривать искусство как социальное действие. Книга была закончена незадолго до смерти автора и, по сути, является скорее черновиком.

Зачем нужна антропология искусства

Труд Альфреда Джелла – попытка обосновать новый теоретический подход к искусству, который автор называет «антропологическим». Этот путь Джелл начинает с отделения антропологии от эстетики. По его мнению, эстетический подход, практикуемый большинством искусствоведов, не позволяет носителю западной культуры понять искусство, находящееся вне Запада. Совсем иначе работает антропологический метод, который подразумевает фокус на социальном контексте создания артефакта и на жизни артефакта внутри социума. Такой подход позволяет, с одной стороны, увидеть, что традиционное искусство не всегда имеет эстетический элемент в принципе (так, щит украшается не во имя красоты, но для устрашения врага), а с другой стороны, выйти за рамки семиотических интерпретационных теорий: Джелл предлагает воспринимать искусство как действия, направленные на то, чтобы изменить окружающую реальность, а не на то, чтобы символически передать ее значение или ее саму. Это означает, что искусство вообще не должно ставить себе целью скопировать реальность, и, таким образом, теряется различие между реалистическим и абстрактным. Искусство оценивается по производимому им эффекту, а не по тому, насколько оно похоже на объекты реального мира.

Теория связей в искусстве

Особенность теории Джелла в том, что для него искусство – действие, совершаемое не только создателем артефакта; для него сам объект искусства способен действовать, и действовать намеренно. Именно для такого рода действия и нужна антропологическая теория, которая могла бы помочь разобраться в разных видах «действий», производимых артефактами. Ее составляющими являются индекс (произведение искусства), создатель (например, художник), реципиент (воспринимающая сторона) и прототип (то, чьим изображением является индекс). Каждый из элементов в системе Джелла может быть как агенсом (субъектом действия), так и пациенсом (объектом действия).

Парадоксальность этой идеи очевидна: способность артефактов действовать подразумевает наличие намерения, интенции у неживых объектов. У того же разукрашенного щита, например, у идола, у картины, у фильма. Джелл предлагает решать этот парадокс, выделяя первичные и вторичные агенсы. Тогда, например, кукла (неживой индекс) становится вторичным продолжением действия живого первичного агенса – ребенка, который с ней играет. Потенциал ребенка как агенса распространяется на куклу, и последняя, таким образом, как бы оживает. Это свойство первичных агенсов Джелл называет «распространенной личностью» (distributed personhood) – его существование выходит за рамки физического тела. Играя с куклой, ребенок наделяет его частицей себя и, таким образом, оживляет.

Связи в искусстве и индекс