Жители одного из районов Лимы, Перу

Жители одного из районов Лимы, Перу

Mariana Bazo / Reuters

Минэкономразвития обещает России долгую стагнацию. Последний прогноз министерства, как и предыдущие, исполнен кризисного пессимизма: до 2035 года, как ожидается, российский ВВП будет расти в среднем на 2% в год (в диапазоне 1,7–2,6%) – в полтора раза медленнее мирового. Из предложенных министерством цифр газета «Ведомости», первой изучившая прогноз социально-экономического развития, сделала логичный вывод о неуклонном движении России в сторону бедных стран.

Сейчас российская экономика все еще одна из крупнейших и занимает шестое место в мире с ВВП (по паритету покупательной способности) на уровне $3,725 трлн или $3,58 трлн (по данным Всемирного банка и МВФ соответственно). С показателем подушевого ВВП (по ППС), равным $25350, страна замыкает первые полсотни богатейших в мире.

Но, возможно, двадцать лет – чересчур долгий путь к признанию своей бедности? Такой показатель, как ВВП, давно критикуемый экономистами за плоскость и ограниченность, дает слишком смутное представление о благополучии общества. Важнейшие индикаторы качества жизни населения России указывают на серьезные расхождения с внешне пристойной макроэкономической статистикой. Страна фигурирует в большинстве мировых рэнкингов качества жизни. Какие страны занимали соседние места с Россией в последнее время?

Питание

С кризисом россияне, как известно, существенно увеличили расходы на еду. В текущем году, согласно данным апрельского мониторинга РАНХиГС, граждане впервые за 8 лет стали тратить на нее больше половины зарплаты (50,1%). По этому показателю Россия все ближе к беднейшим странам Европы – таким, как Македония и Румыния. Страна обладает крупнейшей территорией в мире и уникальными условиями для сельского хозяйства, но ее продовольственная безопасность (возможности по предотвращению голода) тоже не на высоте. В Global Food Security Index 2015, подготовленном журналом Economist, Россия занимает лишь 43 позицию: ниже, чем у Панамы и Коста-Рики и чуть выше, чем у Ботсваны. Не особенно полагаясь в этом смысле на государство, почти каждый второй россиянин (46%), по данным маркетинговой компании Gfk Rus, перешел на продукты со своего огорода.

Имущество