Что общего между Вольфгангом Амадеем Моцартом, Альбертом Эйнштейном, Чарльзом Дарвином, Стэнли Кубриком, Кортни Лав и Мисс Монтана-2012? Их объединяют не слава или способности, а нарушения развития, которые сегодня известны под названием «расстройства аутистического спектра». Это относительно новое понятие, которого не существовало в эпоху Моцарта и Эйнштейна, однако такой диагноз позволяют поставить дневники и воспоминания их современников.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений психологического развития, при которых у детей отмечаются проблемы с коммуникацией, часто повторяющееся поведение (бесцельные действия, соблюдение определенных правил в поведении или последовательности действий, потребность в однообразии досуга и т.д.), ограниченные интересы. Эти симптомы обычно проявляются в первые два года жизни и нередко мешают ребенку взаимодействовать с окружающими и учиться, хотя степень их влияния на жизнь может быть очень разной. Нередко аутисты добиваются выдающихся успехов: Эйнштейн испытывал проблемы в школе, с трудом находил работу, не любил прикосновения; Дарвин избегал общения с людьми лично и предпочитал письма. Существует также корреляция между аутистическими чертами и обладанием властью, и исследования подтверждают незаурядную креативность людей с РАС.
Аутизм впервые был описан в середине XX века и много изучался в последние несколько десятилетий, но дискуссия отнюдь не закрыта. Несмотря на существование определения и классификации симптомов, ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению даже о том, чем считать аутистические расстройства – отклонениями умственного развития, особым состоянием, заболеванием? На фоне такой неоднозначности появилось даже отдельное движение за «нейроразнообразие», идеология которого подразумевает, что любые нейрологические состояния – это варианты одной нормы, так же как разный пол или цвет кожи, и относиться к ним надо соответствующе.
Все эти дебаты привели к тому, что аутизм и родственные ему расстройства, которые какое-то время считались изученными, сегодня кажутся менее однозначными, чем когда-либо. Что это – нарушения, которые надо диагностировать и лечить? Или особенность, которой надо радоваться как пропуску в компанию величайших гениев истории? Сложившуюся ситуацию и историю появления самого понятия «аутизм» разбирает на Aeon научный сотрудник Лондонского университета королевы Марии и автор недавно вышедшей книги о детском развитии и аутизме Бонни Эванс.