Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

К своему читателю Люк Ферри, известный европейский философ и публицист, в прошлом министр по делам молодежи, образования и науки Франции, обращается на «ты» – как к «ученику, идеальному и реальному одновременно». «Краткая история мысли. Трактат по философии для подрастающего поколения» (вышла в издательстве «Ад Маргинем» в рамках совместной программы с Музеем современного искусства «Гараж», перевод Сергея Рындина) – книга, которая по замыслу автора призвана удовлетворять сразу двум требованиям: требованию взрослого человека, желающего узнать, что такое философия, но при этом не углубляться в предмет, и требованию подростка, не располагающего достаточными знаниями, чтобы самому читать и понимать философские трактаты.

Означает ли это, что перед нами очередной вульгаризированный экстракт наподобие «10 ответов на вечные вопросы» или «науки за 20 минут»? К счастью, нет. Ферри заверяет, что «испытывает настолько трепетное уважение к выдающимся произведениям философии, что не может представлять их в карикатурном виде даже в педагогических – якобы – целях». Но что не менее важно, автор стремится донести практические аспекты того, что многие считают чересчур отвлеченным, искусственным, безнадежно абстрактным и в конечном счете бессмысленным: «Мы философствуем не для забавы, не потому, что хотим лучше понимать мир и самих себя, а порой просто потому, что хотим “спасти свою шкуру”. В философии есть все, чтобы победить парализующие нашу жизнь страхи, и было бы большой ошибкой считать, что сегодня ей на смену могла бы прийти психология».

Что такое философия? Когда я был в выпускном классе, преподаватель убеждал меня, что в этом вопросе речь идет об «обычном формировании критического мышления и самостоятельности мысли», об «умении мыслить последовательно», об «искусстве размышления», заключающемся в «удивлении», «вопрошании» и т. д. Такие определения и сегодня можно встретить в различных учебниках.

Несмотря на все мое уважение к этому преподавателю, которое не претерпело изменений, должен сразу же оговориться, что, на мой взгляд, подобные определения не имеют почти ничего общего с сутью вопроса «Что такое философия?». Конечно, в философии предпочтительнее размышлять.

Конечно же, по мере возможностей это нужно делать последовательно, иногда критически и необходимо задаваться вопросами. Но в этом нет абсолютно ничего специфического. Я уверен, что ты и сам можешь назвать бесконечное число других видов человеческой деятельности, где люди тоже задаются различными вопросами и стараются находить наилучшие аргументы, не будучи при этом философами.