Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — расстройство, которое считается одним из наиболее распространенных. Специалисты утверждают, что оно присутствует примерно у 5% детей и 2,5% взрослых. Программа «Глобальное бремя болезней» (международное исследование распространения заболеваний) оценивала число людей, затронутых этим расстройством, более чем в 50 млн.
Есть данные, что эти цифры растут. В США за последние 20 лет, согласно статистике, доля детей и подростков с СДВГ выросла более чем в полтора раза — с 6 до 10%. Такой диагноз чаще ставят и взрослым.
Почему так происходит? Некоторые связывают это с развитием знаний об этом заболевании, уточнением диагностических показателей и другими факторами — например, доступ малообеспеченных групп населения к медицинским услугам расширился, так что синдром дефицита внимания стали чаще диагностировать и у них. Но есть и признаки того, что рост показателей — следствие чрезмерной диагностики, ошибок и материальной заинтересованности врачей, связанных с фармацевтической индустрией.
Это не значит, что синдром — выдумка врачей и фармацевтов. «Он вполне реален, — говорит автор расследований об этом сегменте медицины, журналист New York Times и автор книги "Страна с СДВГ" Алан Шварц. — Это очевидно. Но с диагностикой этого состояния врачи в США ошибаются чаще всего». «Я бы не стал говорить об эпидемии, — соглашается профессор психологии и психиатрии Калифорнийского университета, автор книги "Взрыв СДВГ: мифы, лечение и деньги" Стивен Хиншо. — Скорее, стремление диагностировать этот синдром превратилось в эпидемию».
Недавние исследования иллюстрируют ситуацию. Одно, проведенное испанскими учеными, нашло подтверждения генетической природы синдрома (хотя генетика — лишь один из факторов). Иначе говоря, подчеркивают исследователи, анализ подтвердил, что это «расстройство, для которого существуют биологические предпосылки».