Русско-американский писатель и литературовед, профессор Бостонского колледжа Максим Д. Шраер (Maxim D. Shrayer) – автор более десяти книг, среди которых «Бунин и Набоков. История соперничества» и Yom Kippur in Amsterdam. В Москве в издательстве «Три квадрата» на русском языке выходит документальный роман «Бегство», посвященный детству и юности, которые прошли под знаком «отказа» и еврейской эмиграции из СССР. Егор Сенников побеседовал с автором об отказниках, еврейской эмиграции и отношениях русской литературы с эмиграцией.
– Максим Давидович, как появилась эта книга и тяжело ли было ее вам писать?
– Сначала я написал книгу Waiting for America («В ожидании Америки» в русском переводе), а уже потом стал работать над книгой Leaving Russia: A Jewish Story (в России выходит под названием «Бегство. Документальный роман»). Получилось так, что сперва я обратился к теме, связанной с лучезарными романтическими воспоминаниями. Это было время обретения нового «я» – транзитное лето 1987 года, большую часть которого мы с родителями провели в Италии. «В ожидании Америки» я сочинил легко – я даже, верите ли, смеялся, хохотал, сочиняя некоторые главы.
И после выхода первой книги об эмиграции сначала в Америке, потом уже в России читатели стали мне задавать неизбежные вопросы: почему вы уехали и как вам, еврею, жилось в СССР? Из этого и выросло «Бегство», приквел «В ожидании Америки». Работа над «Бегством» была тяжелой. Нелегко мне давались эпизоды, связанные с бытовым антисемитизмом, особенно столкновение с ним в школе, а также эпизоды, описывающие преследование моих родителей советским режимом за участие в отказническом еврейском движении. И сочинять было нелегко, и переводить эти куски с английского оригинала на мой родной русский язык тоже (перевод выполнен совместно с петербургским писателем Верой Полищук). И даже издать в России эту книгу было непросто. Тема отказа и еврейской эмиграции из СССР практически табуирована в современном российском общественном дискурсе, в образовании, исторической науке, да и в культуре тоже.
Отказники – неофициальное название советских граждан (в большинстве случаев евреев, но среди отказников были и волжские немцы, греки, баптисты и Свидетели Иеговы), которые запрашивали у властей право на эмиграцию из СССР, но получали отказ в выезде и сталкивались с дискриминацией (увольнение с работы, исключение из профессиональных организаций, трудности при поступлении в вузы и так далее).
"200 лет вместе" закончились, и это хорошо. Жаль только, что интервью вышло, бузусловно, однобоким и в высшей степени манипулятивным (но ни разу не сомневаюсь, что Maxim D. Shrayer в своих высказываниях абсолютно искренен). "Они так думают". Только этим это интервью и интересно.
Такой довольно однобокий взгляд человека с идейной позицией. Как он может помнить шестидневную войну, родившись в 67-ом я не очень понимаю. Наверное генная память. Конечно, в СССР присутствовал бытовой антисемитизм, хотя утверждения о том что ярлык «сионистов» чуть ли не официально приклеивали к советским евреям чрезмерное преувеличение. У меня большое количество знакомых евреев, у многих из которых пик карьеры пришёлся на советские времена. Некоторые уехали, большинство осталось. Многие сталкивались с трудностями как и все россияне. Не знаю, неубедительно как-то, плакатно.
Сравнение с Польшей очень хорошо. После войны все государства как известно испытывали в разной форме национальную консолидацию, при которой меньшинства выселялись или ограничивались в правах, и здесь можно провести множество параллелей. Только, в отличие от европейских стран, у нас этот процесс было невозможно довести до формирования единой нации. Об этих печальных делах, обедневших и ослабивших наш мир, нужна память, нужно их обсуждение. Спасибо за этот материал.
В Кракове впечатляет посещение еврейского квартала. Буквально, сбывшаяся мечта антисимита, все как при евреях, а самих евреев нет. Все уничтожены совместными усилиями во время войны.
Выполнили свою миссию, пропитались русским миром и наполнили русский мир знаниями, идеями и образами. Всем спасибо, другая эпоха.
Музыкант, исполняющий чужую музыку, не называет себя композитором. Журналист, пишущий статьи, не считает себя писателем.
Вид деятельности М.Шраера - публицистика.
Имена, упоминаемые им в разговоре, в большинстве принадлежат писателям. Но М.Шраер не писатель.
Литература - это все же искусство. А публицистику к искусству можно отнести в той же степени, в какой к искусству относится журналистика.
Человек может быть замечательным журналистом, публицистом и не быть писателем. В то же время писатель может иногда писать статьи или публицистические материалы, далекие от belle lettere.
Давайте называть вещи своими именами.
Это мнение человека, сильно пострадавшего от советской власти. Сравнение положения евреев в Советском Союзе с ситуацией в гитлеровской Германии не только не корректно, но и антиисторично. Отдельные хулиганские выходки в отношении евреев нельзя приравнивать к государственной политике геноцида. В СССР много евреев добились высоких достижений в науке, в искусстве, в литературе, в др. областях. Ш. косвенно свидетельствует об этом, противореча самому себе. Т.Н.
Я уехала по программе в Израиль. Из 40 человек в нашей группе (все из бышего Союза) назад вернулся только один! Ещё парочка перебралась в Европу / Канаду, все остальные остались в Израиле. Так что никакого преувеличения, и никакого очернения... Антисемитизм в школе был, никаких сантиментов и никакого желания туда вернуться у меня не осталось.
Зависит от времени вашего отъезда. Из групп, которые ехали по таким же программам в 1999-2010 возвращалось, предположу, до 80%, еще 10% уезжала в Канаду или еще куда-то. Оставалось не более 10, ну может 15%. Опять же очень зависит от места отъезда. Я привёл выше московскую ситуацию. В группах из Украины и др. быв. республик иная статистика.
Мишка - Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня !?
буллинг был и есть. Но не по национальному признаку. И не только в школе.
Ужасная желчь и гипертрофированное враньё! Прекрасно жили с соседями Броней Марковной и Хоней Ефимовичем! Прекрасные люди и их дети и внуки! Приезжает , чтобы черпать вдохновение и чувства читателей испытать! Напишите вначале правду! И лучше не приезжайте распространять свою ложь!
Сильное преувелечение и очернение. В конце 80х в моем классе в физ-мат лицее 4 было евреев, уехали с семьями в Израиль по программе. 3е вернулись. У всех родители работали на хороших должностях
Интересная статья. Однако Максим Шраер отражает взгляды тех, кто эмигрировал, не желая подвергаться антисемитской дискриминации. Жена моего друга четко и ясно говорила: "Мои дети никогда не будут подвергаться преследованию за их национальность". Как только стало возможно, их семья с тремя детьми эмигрировала, а сестра друга и ее родители до самой смерти жили в Москве.
Дело АЕК привело к уничтожению еврейской культуры на идиш, и это страшное преступление режима в нынешней России замалчивается, особенно после признания Сталина "успешным менеджером".
Однако была и другая часть евреев, которая еще в СССР утратила еврейскую идентичность: не знали языка (идиш), не знали религии (не посещали синагогу и не были знакомы с иудаизмом), по существу они были русскими, но с еврейскими корнями, то есть были ассимилированы. Некоторые из них приняли православие, а многие оставались атеистами. Для русских они были евреями, а для израильтян - русскими. Они вступали в браки с представителями других национальностей, и их дети становились русскими. Сегодня их потомки хранят память о своей национальности, но считают себя русскими. (Мама - турок, папа - грек, а я русский человек). Сокращение евреев в России, отмеченное статистикой, отражает этот процесс, тем более, что исчез 5-й пункт (национальность), а вместе с ним и инвалиды 5-й группы. Я принадлежу к этой группе евреев, а мои дети и внуки уже русские: частично по крови, и вполне по самосознанию.
Я сталкивался с бытовым антисемитизмом, но это не мешало делать мне производственную карьеру, а в постсоветское время даже поработать на высокой муниципальной должности.
Надо еще понимать, что у многих антисемитов есть друг еврей, которого он считает некоторым приятным исключением. Они могут любить творчество евреев. Например, гарики Губермана или музыку Дунаевского.
Сегодняшняя эмиграция носит в своей основе не национальные причины, а социокультурные, поскольку страна погружается в болото авторитаризма, в жертву которому принесена наука и культура, права и свободы граждан.
В России «евреев становится все меньше и меньше в мейнстримном пространстве – в науке, в медицине, в театре и кино, в литературе и искусстве”. В этих глобальных областях евреев, как немцев или французов или русских становиться везде меньше. Настоящая проблема в том, что в России становиться все меньше и меньше науки, медицины, кино, литературы и искусства интересных миру.”
Евгений, в самую суть !
Без Украины и Белоруссии сравнивать численность евреев СССР и России не совсем корректно, хотя выводы от этого не поменяются - к 2050 году число евреев в России будет менее 10 тыс.
Кого винить тогда будут? Неужели самих себя?
«Евреев все меньше в ...
а кого все больше ?
Кого больше вслух говорить нельзя, Роскомнадзор бдит.
https://news.yandex.ru/story/Rossijskie_kosmonavty_vysadyatsya_na_Lunu_v_2031_godu--e3f18b0e1687e1718eade2b4a90360d5?lang=ru&from=main_portal&stid=Dn8MCfVt2Dni_Xw9heq3&t=1549703032&lr=10833&msid=1549703758.14446.122048.298776&mlid=1549703032.glob_225.e3f18b0e