В наше время едва ли не всех знаменитых людей, умирающих в преклонном возрасте, называют великими, поэтому Георгий Данелия нуждается в каком-то специальном эпитете – великий по-настоящему, а не по выслуге лет или еще по какой-то неочевидной причине. Классик отечественного кино, режиссер, у которого проходных фильмов на порядок меньше, чем картин, вошедших в золотой фонд, мастер, работавший в диапазоне от советского неореализма (со сценаристом Шпаликовым!) в «Я шагаю по Москве» до сумасшедшей панковской фантастики в «Кин-дза-дза»; народная любовь, собственная узнаваемость, имя как бренд – поставить с ним рядом можно только Эльдара Рязанова – трудно сказать, кто будет первым, а кто вторым (у Данелии не было «Иронии судьбы» и «Кинопанорамы», зато Рязанов никогда бы не снял ни «Осенний марафон», ни «Афоню» – он в этом смысле был попроще), но третье имя в этот ряд уже не поставишь. Умер действительно крупнейший отечественный кинорежиссер, и утрата невосполнимая, потому что новых таких режиссеров не будет уже никогда – советское кино как феномен умерло задолго до Данелии, теперь здесь все по-другому. Представим заодно: приходит к Мединскому режиссер с вот такой идеей: кино про сантехника, который пьет, ищет любовь, мечтает вернуться в родную деревню, а там он никому не нужен; Мединский покивает – да, неплохо, но давайте лучше что-нибудь про войну, про панфиловцев.
Георгий Данелия. Гений двух народов — грузинского и советского
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Памяти великого режиссера. Опыт дискуссионного некролога
фильмы Данелии о достоинстве, о том что даже гордиться надо с чувством достоинства , а не бахвальства
Хорошая статья...
Кстати, Олег, а вам не кажется, что если из какого-то народа вышел хотя бы один гений, то этот народ (я в данном случае имею в виду народ советский) вполне имел право на существование?
Ку три раза Данелии. Странно что в заметке про Кин Дза Дза ни слова!
Автор не удосужился посмотреть "Не горюй" (мол, "что-то слишком грузинское"), но при этом прилюдно дал пренебрежительный отзыв о фильме. Вправе ли он вещать нам о Данелии, не будучи полностью в теме?
Вот по Скабеевой, комплиментарно упоминаемой им ежедневно в твиттере, он в теме. Ну и писать бы о том, что изучил досконально и с восторгом.
Так все Кашин, даже если на best behaviour. Стоит на это делать дисконт. Хотя иногда в минус уходит, конечно.
Три раза «ку» его памяти.
Кончилась эпоха...
Но для меня: Данелия и Гайдай
Чудесная статья. Такие фразы, как "народа, из которого могли бы получиться отличные французы, но пришлось стать ордынцами в огромной и неуютной холодной стране" идут, как глоток хорошего пино нуар. Продлить что ли подписку?:)
Значение Данелии оценено верно. Ушел гений. Его кино разнопланово и всегда замечательно, даже в тех фильмах, где он не достиг вершин своего мастерства. Его неудачи были на голову выше чьих-то удач.
Уже в "Сереже" был прорыв. "Тридцать три", посмотрел сразу, когда он вышел на экраны. Был от него в восторге. Сатира был точная и прекрасно сделанная, удивился даже, что его пустили в прокат.
Глядя на современный поход в архаику, смерть Данелии напомнила мне стихи Давида Самойлова:
"Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И все разрешено".
Прости, а почему Тридцать три полжили на полку до перестройки? Он вполне был известен в СССР, как минимум году в восьмидесятом он шёл в кино .
Хм. Детские воспоминания хранят кадры и из 33 и из "Человек из ниоткуда", хотя в интернете читал, что эти фильмы лежали на полке. Возможно местами кое-где у нас порой советская цензура была попроще и побезалаберней, чем Роскомпозор .
А Данелия это в мемуарах объяснял - копии остались в клубах, сельских кинотеатрах и т.п. То есть он успел жп в прокате две недели пройти.
Ну как никого не поставишь в ряд с Данелией и Рязановым, когда есть очевидная троица народных режиссеров, и третий там - Гайдай
Гайдай прямо ощутимо слабее и только в одном жанре.
Может не слабее, может линейка другая, но Гайдая тут действительно нельзя поставить рядом, как нельзя поставить рядом и Тарковского, например, только что с другой стороны. А Данелия и Рязанов угадали какой-то центр, на грани 60-70 широты. Можно бы с небольшой натяжкой Захарова добавить, но уже иная широта, время большей фрагментации. Но вот интересно - уйдёт наше поколение 70-х, уйдёт 80-х... и все это будет невостребованно, верно? Или кто-то будет смотреть, как смотрят, скажем, смотрят Ланга или Антониони? Или это чисто временная капсула?
Сергей Антонов Уйдет. Уже многое ушло навсегда. Может, какие-то сверхшедевры и останутся.
Третий гений того КИНО для меня лично - Алексей Рыбников.