Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин, 5 июня 2019 года. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин, 5 июня 2019 года. Фото: kremlin.ru

СПРН для Пекина

Участники дискуссии на недавнем Валдайском форуме с разной степенью откровенности, задавались по сути одним вопросом: может ли Китай стать глобальным противником Соединенных Штатов? И российский президент, как мог, усугубил эти опасения. «Мы сейчас помогаем нашим китайским партнёрам создать систему СПРН – систему предупреждения о ракетном нападении. Это очень серьёзная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность Китайской Народной Республики. Потому что сейчас такую систему имеют только США и Россия», – поведал Владимир Путин.

Речь идет о единой системе, включающей разведывательные спутники и наземные станции слежения, которые должны как можно раньше зафиксировать пуск ракет потенциального противника. Остановить или перехватить эти ракеты в принципе невозможно. Можно только, получив сигнал о массовом старте, побыстрее запустить свои ракеты, пока вражеские боеголовки не уничтожили их в стартовых шахтах.

Система СПРН нужна лишь для одного – чтобы обеспечить возможность ответно-встречного удара (launch on alert – по американской терминологии). В 2018-м году на встрече Валдайского клуба Владимир Путин как раз и сконцентрировался на теме ответно-встречного ядерного удара. Тогда, рассуждая о перспективах ядерной войны и, стало быть, неизбежной гибели планеты, российский президент решил пошутить. По его словам, в результате ответно-встречного удара россияне должны попасть в рай (очевидно, потому что будут своевременно предупреждены о грядущей гибели), а американцы помолиться не успеют и будут, стало быть, гореть в аду. Во всем мире тогда задумались относительно адекватности кремлевского руководства (что, возможно, и было целью Путина).