
Вид на Босфор 1890 год
Фото: Поль Надар
29 октября 1914 года корабли турецкого флота обстреляли Одессу, Севастополь и Новороссийск, потопив несколько торговых судов и канонерскую лодку «Донец». Турция оказалась в состоянии войны с Российской империей. То удовлетворение, с которым встретило эту новость русское общество, поразительно контрастирует с ее катастрофическими последствиями.
Проблема была не в силе Турции, хотя Кавказский фронт и отвлек на себя изрядную часть русской армии, а в ее географии. Германия блокировала коммуникации России с Европой через Балтику, теперь то же сделали турки на Черном море. Для связи с союзниками оставалась лишь тонкая нить Транссибирской магистрали да узкоколейка из замерзающего на зиму Архангельска. Поставки оборудования и вооружения, которые могли выручить оказавшуюся слабо подготовленной к войне индустриальной эпохи империю, безнадежно застревали в пробках.
«Можно безошибочно сказать, что это [вступление Турции в войну] имело решающее влияние не только на дальнейший ход военных действий, но даже на направление политических событий в России, тяжко отразившихся на исходе войны», – писал тогдашний министр иностранных дел России Сергей Сазонов. Тем удивительнее, что в своих мемуарах он крайне скупо рассказывает о дипломатической предыстории турецкой атаки. Еще удивительнее, что следом за ним и советская историография ограничилась сильно кастрированной ее версией.
Вот с 1880-х в Турции растет немецкое влияние, немецкие инструкторы обучают турецкую армию, немецкие банки проникают в ее экономику, и даже младотурецкая революция 1908 года не изменяет прогерманской ориентации Высокой Порты.
Вот 2 августа 1914 года Турция заключает союзный договор с Германией, а 10 августа в Дарданеллы прорываются немецкие крейсера – линейный «Гебен» и легкий «Бреслау», счастливо ускользнувшие от британского Средиземноморского флота. И турки вместо предписанного международными конвенциями интернирования кораблей «покупают» их, причем вместе с командами, сменившими по этому поводу бескозырки на фески.
В этой цепочке акт турецкой агрессии 29 октября с «Гебеном» во главе выглядит логичным и безальтернативным – чего же еще и ждать было?
Однако все вышеперечисленное является лишь половиной правды. Не зная вторую, мы рискуем впасть в грех «недостаточного различения», которое Пушкин полагал главной опасностью при изучении истории. Давайте посмотрим на ситуацию глазами турок.
А разве не было в этой комбинации риска того, что Автро-Германские войска разгромили бы Турцию и в итоге заняли проливы?
//Хуже того, обещая Турции территориальную неприкосновенность хотя бы на время войны, Сазонов успел посулить часть ее территории Болгарии, если та присоединится к Антанте. А болгары рассказали об этом туркам//
Можно было упомянуть и обращение Николая Второго с манифестом к армянам Османской империи с такими же обещаниями.
В отличие от болгар, армяне поддались на эту провокацию
Великолепное замечание!!! Сейчас об этом уже никто не вспоминает... Геноцид и все бедствия армян был провоцированы действиями с севера...
Вместо того, чтобы строить стратегию сугубо прагматично, как те же англичане, или в меньшей мере, французы, с этими проливами и крестом на Софией носились как дурень с писанной торбой. Проливы были ещё важны в 17-18 веке, как альтернатива Балтике, для связи с Западом (в основном для экспорта сырья, собственно, как и сейчас, только тогда это были пшеница, лес, меха и т.д.), но в 19-м и тем более в 20-м веке это уже стало чистой идеей фикс, плюс захват "родины православия", хотя к 1900 году от православия и Византии в Турции уже ничего не осталось. Короче, вечно решают межгалактические вопросы, вместо того, чтобы вести рациональную политику. Ничего не меняется.
Как обычно интересная статья. Правда автор всегда пишет исключительно в одном ключе - «политика и дипломатия и военные действия России - полный ужас, все было плохо, бездари и тупицы управляли страной/армией/дипломатией». Интересно как тогда построили одну из крупнейших стран с которой считается последние 300 лет весь мир?)
Хотелось бы очерков не только с отрицательной стороны почитать. Например через призму дипломатов/полководцев незаслуженно забытых.
Ps а проливы дело полезное, жаль не смогли.
Отличная статья! Читал о нерешительности Турции по поводу вступления в ПМВ у Юджина Рогана в "Падении Османской империи". Кстати, думаю, было бы здорово, если бы автор после статьи оставлял 2-3 источника по теме.
Огромное спасибо автору за отличный материал! Как не хватало и не хватает России сугубо циничной и эгоистической политики.
Отличная статья! Лишний раз убеждаешься в никчемности правителя Николая II и его окружения. Русско-японская война так ничему и не научила, несмотря на её тяжелейшие последствия.
"Империя должна умереть" (с). Правительство Николая II и он сам прекрасно продемонстрировали, что иногда приходит время и все поступки подчинены одной, рационально и не осознаваемой, задаче. Которую просто поставило время: "время пришло", говорим мы...
Хехе, какой тонкий намёк - «отнять территорию у союзника было затруднительно даже в ту циничную империалистическую эпоху». Как же тогда назвать нашу эпоху?
Костя молодец!
сказ о рыбке, которая хотела скушать соседей, но сама подавилась и издохла
Статья Константина, как всегда, прекрасная, но как обычно не могу удержаться от наброса ложки дегтя.
Военный союз - это всегда союз против кого-то. Против кого нужен был союз Турции после балканских войн? Очевидно, против поддерживаемых Россией,
пусть и рассорившихся между собой, стран малой антанты. Могла ли Россия пойти на такой союз, предав тем самым своих православных союзников?
Выглядит и бессмысленно и невозможно. Да и в самой России никто не понял бы такого шага - ни либеральное общество, ни консервативное офицерство.
Ну а в начале войны все вели себя как безумцы. По всем сторонам фронтов были уверены, что война закончится осенью. И кайзер Вильгельм, пообещавший свои солдатам: "Листья не успеют облететь, как вы вернетесь домой", не желал вовлекать Турцию в активные боевые действия, чтобы не давать ей слишком большой приз после войны.
Не было никаких "двух месяцев" - только в самом конце сентября, после чуда на Марне, кайзер понял наконец, что "Германии нужен каждый штык" и Турцию стали понуждать к вступлению в войну. При том, что Дарданеллы были заминированы уже в начале октября, а для блокады южного пути снабжения России больше ничего и не требовалось.
Балканские "православные союзники" Российской империи только и делали что грызлись между собой и предавали "российские интересы" в регионе. Настроения " православной российской толпы" одурманенной сказками про "братушек" и тогда и сейчас вызывают только удивление и сожаление...
Это правда. Впрочем, как и то, что когда болгарское правительсто состояло сплошь из царских генералов, оно сумело так настроить против себя податное население, что надолго хватило. В общем, там все молодцы. Как и всегда.
Какие все-таки мастера просрать стану правят Россией год от года