
"Сотворение Адама". Микеланджело Буонарроти (1511), Арме Никлас Янсен (2012)
Wikimedia Commons
В издательстве Новое литературное обозрение выходит книга британского ученого Грэма Харви «Секс, еда и незнакомцы: религия как повседневная жизнь» – выдающийся пример современного подхода к изучению религии, религиозности и веры. Автор книги равноудален и от «научных» спекуляций плоского «нового атеизма», и от конфессиональных предубеждений.
Харви не делит религии на «традиционные» и «нетрадиционные» и не выстраивает иерархию «великих» и «примитивных» конфессий (и церквей): все верования самоценны, все в равной степени заслуживают уважения (и критики). Показательно, что ни на одной из 368 страниц книги ни разу не встречается уничижительное слово «секта».
С разрешения издательства мы выбрали для публикации отрывок из главы «Говорить по-пиратски», речь в котором идет о пастафарианстве – популярной религиозной концепции, на которой построена церковь Монстра летающих спагетти (так у переводчика книги), основанная в 2005 году. Пастафарианство обычно называют «пародийной» или «шуточной» религией, однако Грэм Харви показывает, что дело обстоит несколько сложнее.
Похоже, что в комментах участвуют преимущественно воинствующие материалисты, или я не прав?
Н-да, писать о ЛММ и полностью проигнорировать московский пастриархат (и прежде всего канонические переводы названий) - потрясающий профессионализм.
А почему, собственно, британский автор должен обязательно обратить внимание на одну из российских религиозных институций? Это книга не только о России (а о множестве разных стран) и даже не только о пастафарианстве (а о множестве разных религий). Про Русскую православную церковь, к примеру, Харви тоже ни слова не говорит (хотя некоторые концептуальные особенности православия обсуждает).
Я про переводчика Republic, которому стоит ознакомится с контекстом явления. В частности, с устоявшимся глоссарием.
Еще раз: нет никакого "переводчика Republic": публикация, которую мы обсуждаем — это фрагмент уже переведенной книги (переводчик и издательство указаны в начале текста). Мы не редактируем и не правим тексты, присланные издательствами. Похоже, для полной ясности стоит еще раз указать на это обстоятельство во вводке к публикации.
Спасибо за разъяснения, претензии к "переводчику Republic" переадресуются к переводчику издательства.
Религия - это инфекционное психическое заболевание.
Если исходить из понятия нормы, то инфекция - это скорее атеизм. Как правило атеистические взгляды приобретаются с возрастом (детям свойственно верить в иррациональное с самого раннего возраста) и количество пораженных атеизмом особей всегда составляло меньшинство в человеческой популяции. Если вы посмотрите на роль религии в истории, вплоть до сегодняшнего дня, то увидите что религия является важной составляющей, наряду с политикой, коммерцией, наукой, культурой и войнами. Её просто нельзя вычеркнуть из истории, останется зияющая пустота.
И если исходить из понятия нормы, то болезнь - это религия. В условиях отсутствия гигиены и медицины норма - это болезнь, а не здоровое состояние.
Аналогия вполне имеет право на жизнь.
Вычеркнуть религию из истории, конечно, нельзя, равно как и чуму с оспой. Но в современности биологические инфекционные заболевания худо-бедно контролируются.
И подходы к контролю инфекций вполне применимы к мемовирусам - прививки (образование), карантин (ограничение доступа религиозных проповедников к неинфицированной аудитории).
С диагностикой только пока плохо - понять прогрессивен мем или деструктивен сразу нифига не получается.
Так ведь можно аналогию чего попало с чем угодно провести. Степень абсурда на усмотрение выбирающего.
Если бы это было так, то всё было бы гораздо проще. К сожалению люди предрасположены к мифическому мышлению. То есть, чтобы избавиться от такого рода вирусов мозга, необходимо прилагать усилия.
Это не люди предрасположены к мифическому мышлению, это религии приспособились к особенностям мышления человека. Чтобы эффективно его заражать. Ничем принципиально в этом смысле не отличаясь от вируса гриппа.
Безусловно это утверждение не я открыл, а в начале у Докинза вычитал (в других местах тоже выуживал аналогичные факты, но позже): Человек склонен очеловечивать природные явление — предположительно это следствие эволюционного отбора. Иными словами: коряга — бяка, так как убегая об неё споткнулся, а дерево — как минимум друг и покровитель, так как отсиделся на нём в момент опасности. Конечно согласен, что религиозные вирусы мозга используют эту особенность человеческого разума. Более того они способны самозарождаться в нём, даже если обеспечить стерильность интеллектуальность среды. То есть регулярные прививки в виде критического мышления просто необходимы для здорового духа.
Докинз, кажется, первым громко высказал идею о том, что мемы подвержены эволюции, в точности такой же, как и живые существа. И что можно рассматривать мем как нечто, похожее на вирус. А если с такого ракурса взглянуть на религию, то вывод очевиден.