
Фото: Unsplash.com
Китай первым столкнулся с пандемией и был вынужден в короткие сроки реагировать на распространение нового коронавируса, жертвами которого на сегодняшний день, по данным Университета Джона Хопкинса, стали более 92 тысяч китайцев. Однако КНР смогла избежать второй волны заражения и новых локдаунов, а по числу активных случаев выглядит одной из самых эпидемически благополучных стран. Прошлой зимой пандемия обвалила фондовый рынок Китая, но по итогам года приток иностранных инвестиций в страну достиг исторического рекорда. Наконец, Китай стал единственной из крупных экономик, которая в кризисный год избежала существенного спада. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы Китай будет развиваться гораздо быстрее, чем США, и через несколько лет сможет претендовать на звание крупнейшей экономики мира.
Вопрос о точности и соответствии официальной китайской статистики реальному положению дел в экономике давно является предметом дискуссий экономистов. Многие пеняют Китаю за то, что официально озвученные данные искусственно завышены или посчитаны с учетом политической воли Пекина. Например, вашингтонский Институт Брукингса весной 2019 г. опубликовал результаты масштабного исследования китайской статистики за восемь лет, в котором были использованы данные по сборам налога на добавленную стоимость. Эксперты пришли к выводу, что в 2008–2016 гг. рост номинального ВВП завышался на 1,7 процентного пункта в год. И это привело к существенным искажениям в других данных. К примеру, по мнению авторов исследования, в 2016 г. размер экономики был в реальности на 12% меньше, чем сообщалось официально.
Главной причиной искажений Институт назвал заинтересованность провинциальных властей в манипулировании цифрами: за высокие результаты «на бумаге» чиновники получают вознаграждение. Позже Пекин признал, что такая проблема существует, обещал провести расследование и впредь относиться к полученным из провинций данным строже.
Экономист и старший научный сотрудник Азиатской программы Центра Карнеги в Пекине Майкл Петтис призывает относиться к официальному китайскому ВВП скорее как к «вводным данным для экономической системы», а не как к «результату ее деятельности». «Чтобы можно было сравнивать Китай с другими странами по уровню ВВП, эти вводные данные нужно скорректировать с учетом сколько-нибудь значимого результата – например, объема плохих долгов за тот же период, которые следовало бы списать, но на деле в Китае их не списывают. Если вычесть их из номинальных темпов роста ВВП Китая, то скорректированные цифры, скорее всего, будут куда больше похожи на то, что экономисты называют ВВП», – заключает он.
Однако даже с учетом всех возможных искажений и неточностей при сборе данных внутри страны, Китай стал единственной экономикой, которая официально закончила год в плюсе. Как сообщило Государственное статистическое управление КНР, по итогам прошедшего года экономика страны подросла на 2,3%.
Проблемы Китая, как мне кажется, кроются в его политическом устройстве. В статье говорилось о желании чиновников на местах приукрасить свои достижения. Вот и в СССР одной рукой карали за приписки, а другой рукой требовали выполнения и перевыполнения плана. Приписывали и отказывались от премии, чтобы не сесть.
Бюрократическая партийная вертикаль по самой своей природе неэффективна. Не представляю себе, как идет в Китае финансирование инноваций, кто отвечает за успех или провал, а также чем отвечает?
Кстати, и у нас Росстат постоянно находится под давлением, все пересмотры отчетности, проводимые этим органом, оказывались выше. Ни одной корректировки в сторону снижения.
Финансирование инноваций - это, по сути, советский подход к проблеме. Когда некий руководящий орган очерчивает проблему и требует от условного НИИ решения в установленные сроки и назначает ведомство, которое берет этот проект на свое финансирование. В случае неудачи в НИИ снимаются руководитель и научный персонал, который занимался проектом. Эта схема настолько для нас естественная, что мы проецируем ее на все схожие процессы. В КНР это не так. Государство финансирует науку и площадки по обмену идей. Идеи и результаты исследований продаются на рынке, технические компании или государственные ведомства покупают их для получения конкурентных преимуществ. Инновации финансирует рынок, прибыль от инноваций национализируется. Государство приватизирует ошибки и неудачные исследования, за счет налогов от сверхприбыли инновационных проектов. Абсолютно американская модель. Наука и техника идет за спросом методом проб и ошибок, государство берет на себя оплату этих проб и ошибок. И в Китае и в США сильна теория о трансакционных издержках.
Китай работает на склад. Один большой блеф. Доля китайских компаний в портфеле не более 1-2%. Как крипта.
а при чём тут китай - что, где-то сильно по-другому? :) везде где измеряют результаты по KPI всегда будут абьюзы и приписки.