Фраза «мы проснулись в другой стране» так часто повторяется в России, что почти лишилась смысла. Вокруг нас и с нами происходит масса самых разных событий, больших и маленьких, эпохальных и локальных, но уже 20 лет в стране по большому счету ничего не меняется. Так что гораздо больше настроению граждан России соответствуют строки из самого депрессивного стихотворения Блока: «Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет».
Но надежда на перемены, на лучшую жизнь неистребима. Поэтому нам так сильно хочется проснуться, наконец, в другой стране. Однако не существует волшебной палочки, которая враз все изменит, перемены и другую страну нам придется создавать самим, долго, трудно, с риском для свободы и даже для жизни.
И пытаясь осмыслить и подвести итоги 23 января, я не буду повторять избитую фразу «мы проснулись в другой стране»; страна пока все та же, но мы, кажется, стали чуть-чуть другими: немного смелее, немного решительнее, немного умнее.
Гуляем без разрешения
О том, как прошел этот протестный день в России и за ее пределами, уже много написано, в том числе и в Republic. Поэтому я лишь назову несколько важных цифр, показывающих масштаб события.
Мы уже привыкли, что число участников оппозиционных акций каждый раз становится «яблоком раздора», так как у организаторов свои цифры, у власти свои, у СМИ тоже свои, причем зависят они от политической ориентации каждого СМИ. Поэтому самым надежным источником принято считать цифры, которые приводит волонтерский проект «Белый счетчик». Но на этот раз он «не проводил подсчетов по своим традиционным методикам. Таким образом, появившиеся в ряде СМИ оценки от имени Белого счетчика не являются корректными», – предупредили участники проекта. Дело в том, что традиционная методика «Белого счетчика» привязана к рамкам металлоискателей, через которые проходят на акцию ее участники. Но в этот раз никаких рамок не было. И считать пришлось «на глазок», а он у каждого видит по-разному. Поэтому я решила использовать данные, которые озвучил руководитель сети региональных штабов Алексея Навального Леонид Волков. По крайней мере, эти данные гораздо больше соответствуют многочисленным фото- и видео свидетельствам событий 23 января, чем данные МВД.
По данным региональных штабов Алексея Навального, в акции приняли участие жители примерно 120 городов России, всего вышло более 250 тысяч человек. В Москве, по оценкам Ивана Жданова, приняли участие более 50 тысяч человек. Вторым по численности было шествие в Санкт-Петербурге, где протестующие перекрыли Невский проспект.
Точнее можно говорить о числе задержанных, подсчет которых ведет сайт «ОВД-Инфо» (это проект НКО, признанного в России иностранным агентом, извините за оговорку). Несмотря на то, что акции закончились вечером 23 января, количество задержанных продолжает расти. Если на 23:40 23.01.2021 задержали 3 017 человек в 111 городах России (это рекорд за девять лет работы сайта, отмечает ОВД-Инфо), то на 07:28 25.01.2021 число задержанных достигло 3 711 человек в 124 городах, причем первая десятка выглядит так: 1455 Москва; 557 Санкт-Петербург; 122 Казань; 98 Новосибирск; 94 Воронеж; 91 Нижний Новгород; 68 Сочи; 65 Хабаровск; 55 Самара; 45 Ставрополь.