Шестое Всебелорусское народное собрание. Фото: president.gov.by

Шестое Всебелорусское народное собрание. Фото: president.gov.by

Белорусы и все симпатизирующие им сторонние наблюдатели явно недооценили жестокость, подлость и жажду жизни режима Лукашенко и переоценили готовность сограждан к самопожертвованию. При том, что граждане Беларуси и так показали примеры настоящего героизма и самоотверженности.

Ничего удивительного в том, что прочность режима Лукашенко была недооценена, нет. В условиях диктатуры, которая методично громит все оппозиционные структуры, собрать и проанализировать достоверную информацию о настроениях людей и вообще о том, как устроено общество, практически невозможно. Вместо анализа объективных данных приходится ориентироваться на политическое чутье и чужой опыт.

Тем удивительнее и отраднее, что даже в таких условиях ситуация в Беларуси столь стремительно изменилась за время избирательной кампании. Протесты по итогам выборов потому и были такими массовыми и упорными, что белорусы почувствовали силу своей организованности, увидели ясный путь к победе – во всяком случае, так тогда казалось многим.

Преждевременные выводы

Параллельно с белорусскими шли протесты в Хабаровске и сейчас они уже тоже закончились. Несмотря на упорство хабаровчан и рекордную для России продолжительность и массовость выступлений в отдельно взятом регионе, единственным их реальным достижением можно считать слом изначально задуманной в Кремле схемы смены краевой власти.

Очевидно, что Хабаровский край «зачищали» от Фургала вовсе не для Дегтярева, а его назначение – вынужденная импровизация на фоне неожиданно массовых и упорных протестов. Но утешает ли это хабаровчан и думают ли они об этом сейчас? Едва ли. Зато вполне очевидно, что Путин им ничего не простит, и потому не кажется случайной идея срочно обновить внешний вид российских банкнот, в результате чего с пятитысячной купюры исчезнет мятежный Хабаровск.

Проблемы хабаровских протестов отчасти сходны с белорусскими: там все тоже началось хоть и не совсем неожиданно, но все-таки довольно внезапно – и сразу очень мощно. Но несмотря на потрясающую самоорганизацию и быстрый рост структур гражданского общества, закончилось все фактической победой властей.

Полезно напомнить, что под впечатлением от регулярных массовых протестов в Хабаровске и Беларуси летом и осенью прошлого года многие наблюдающие за политическими процессами в России принялись проповедовать победоносность белорусско-хабаровского пути, то есть необходимости выходить на протесты снова и снова, как можно чаще и ни в коем случае не останавливаться.