Виктор Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897

Виктор Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897

Нам не просто не нравится происходящее (тем, кому не нравится). Мы ощущаем сходство между режимами прошлыми и нынешним. Те, кто жил при СССР, просто это помнят – советские практики возвращаются. Но и те, кто не жил, видят сходство и с коммунистической, и с досоветскими диктатурами. Лидеры тоже это видят, а потому так легко находят пропагандистские (нравственные) опоры в прошлом. Сталин обращался к Грозному и Невскому, Путин – к Александру Третьему, а потом тоже к Сталину.

Это сходство не придуманное, а реальное. Достаточно почитать де Кюстина или посмотреть на фотографии съездов КПСС и ЕР.

Это сходство порождает депрессию – раз всегда так было, значит, всегда так и будет. Все безнадежно, Бог отвернулся, мы прокляты и обречены.

Но одно из средств от отчаяния – спокойный анализ. Давайте попробуем понять, что в основе этой дурной бесконечности?

Фундамент системы

Базой вновь и вновь возникающих у нас диктатур, очевидно, является не артикулированная идеология диктаторов – она менялась, – а что-то другое. Это, скорее, разделяемое ими всеми и многими их подданными мироощущение, в котором можно выделить два принципиально важных момента.

Во-первых, это представление о ничтожности отдельного человека. Он, фактически, не имеет субъектности – «единица – вздор, единица – ноль, голос единицы тоньше писка», он может чего-то достичь, лишь когда вливается в «мы». Даже в описании индивидуальных подвигов подчеркивается идентификация героя с народом или с вождем. Человек – функция от той группы, к которой принадлежит, прежде всего, от подданства (гражданства). Хорош он или плох, достоин ли уважения, зависит от того, как он выполняет вытекающие из этой своей принадлежности обязанности.

Второе – собственно, традиционные ценности, которые передаются у нас из века в век. Если вы спросите о содержании этого концепта у его нынешних апологетов, они скажут что-то вроде того, что мы, мол, против гомосексуальных браков, но вряд ли выйдут на позитивное описание. То ли они сами его не осознают, то ли стесняются об этом говорить, ибо традиционная ценность у нас – это самовластье – на всех уровнях. Не нужен закон о домашнем насилии – глава семьи в хорошем случае – отец, разберется сам на благо жене и детям. Крепостное право, когда помещик, якобы, был отцом своим крестьянам – никакое не рабство, а утерянная скрепа (об этом писал Председатель КС РФ Зорькин – не осмеливаюсь возражать, лишь напоминаю, что вольная почему-то была высшей наградой крепостному человеку за верную службу). И хозяин (менеджер) тоже отец, поэтому не нужны профсоюзы. Ну, а разделение властей – и вовсе вредная придумка. В завещании (наказе) Александра III сыну, будущему императору Николаю II красной нитью проходит: «Береги самодержавие!» Он и берег – свой собственный Манифест 1905 года ненавидел, все, что мог, пытался отыграть назад. Про нынешнюю ситуацию и говорить нечего.