Илья Сегалович. Фото: Евгений Дудин/Коммерсантъ
Возвращаясь поздно вечером домой, я зашла в кафе и встретила там Илью Сегаловича, сооснователя «Яндекса». За 10 минут Cегалович объяснил мне, как сделать систему подсчета голосов на выборах честной и прозрачной:
– Есть такой Бисмарк – это не тот, который немецкий канцлер, а совсем другой, молодой, немножко сумасшедший программист из Швеции. Он в прошлом году сделал лекцию на TED, один из чудеснейших рассказов 2010 года. Идея у него жутко простая, она очень мне понравилась и не выходила у меня из головы. А недавно у нас происходил чемпионат Сode for country – то есть, кодируй для Родины, накодь для Родины, напрограммь. «Яндекс» официально в этом проекте не участвовал, но мы не стали и сопротивления оказывать, и всякие разные добровольцы, в том числе и я, решились накодить для Родины. Мы реализовали идею Бисмарка, его бисмарковский бюллетень. Идея такая:
Есть бюллетень, он разделен на две части. Слева у вас в совершенно случайном порядке перечислены варианты, из которых вы выбираете. Справа – check box – квадратики, в которые вы должны поставить галочку. Много бюллетеней, и на каждом порядок партий случайный и разный. Вы берете свой бюллетень, читаете, выбираете нужную партию слева и ставите галочку справа. После этого вы разрываете бюллетень пополам. Слева у вас остаются названия партий, вы можете их сжечь, выкинуть, прожевать, унести домой на память, просто для себя сохранить – они не имеют никакого значения, просто информативная иллюстрация правых галочек. А правую сторону вы можете отсканировать или сунуть в избирательный ящик.
При подсчете считаются два числа, сканер должен их передать в центральную базу данных избирательной комиссии. Первое число – это собственно номер по порядку галочки, например, 3 – то есть вы проголосовали за третью партию. Второе число – это такой квадратненький штрих-кодик. Это ключик, длинный-длинный такой специальный хитрый ключик, который расшифровывает, что значит галочка в третьем квадратике в данном случае. Этот же ключик может быть использован вами, если только вы взяли этот листик, только сосканировали или сфотографировали это штрих код.
Вы можете проверить, а как ваш голос учтен. Вы можете с ключиком зайти в систему, например, «Госуслуги.ру»/выборы, ввести туда этот QR-код, и посмотреть, верно ли, что у вас ваша третья галочка правильно учтена. Но при этом, ни один человек на земле, никакие партии, никто никогда не в состоянии разгадать, за какую партию вы лично проголосовали. Тайна голосования полнейшая, при этом полная прозрачность.
Как это работает дальше. Одна из моделей такова: все партии в день X после того, как у нас есть база данных по типу число – число, длинный ключик – 3, длинный ключик – 4, длинный ключик – 1. Такая база из ста миллионов записей. Чтобы ее расшифровать, надо чтобы этот ключик собрался из отдельных кусков. Куски ключа есть у партий, если они согласны с тем, как выборы проходили, то предоставляют свою часть ключа, ключи собираются вместе, складываются, результаты можно расшифровать теперь. Вуаля! Выборы прошли. Это очень красиво. Мы реализовали прототип, нам дали первое место на конкурсе.
– А Чуров что сказал?
– Чурова там не было, Чуров известно что сказал. Чуров замечательные статьи пишет с очень известным человеком Владимиром Львовичем Арлазаровым, учеников которого я знаю, и многие из них работают в «Яндексе», и, в общем, он что ли всеми уважаем. И они пишут такую статью, в которой опровергают Сережу Шпилькина, Шпилькин – это такой исследователь.
– Из «Троицкого варианта»?
– Ну он в ЖЖ сначала писал и собирал все материалы по выборам, а потом в «Троицком варианте» опубликовал. То есть на самом-то деле, мы с Леней (Волковым) это обсуждали, и со Шпилькиным это обсуждали, и с тем же Чуровым и Арлазаровым, что в системе не так много махинаций на уровне подсчета. И бюллетень Бисмарка не снимает главную проблему со вбросом, с качелями и каруселями на выборах. Потому что приезжают люди, вбрасывают или пусть даже сканируют эти бюллетени Бисмарка, 700 штук на участок, как во вчерашнем посте в Facebook написали: 700 штук на участок – этого достаточно для «правильных» выборов. Но прозрачность и важную часть того, что называется подсчет,– он абсолютно секьюрный, безопасный, честный – система обеспечивает.
А с каруселями можно сделать что-то, только доводя дело с госуслугами до логического конца. То есть сделать электронную регистрацию. Когда у нас появляется система электронной регистрации какой-то, если мы умеем считать тех, кто будет голосовать, то можем бороться с каруселью.
Бюллетень Бисмарка еще позволяет какой-то минимальный образовательный ценз обеспечить. У нас сейчас как проходит агитация? Агитация проходит очень просто – голосуй за номер 6! Можно не уметь читать, не знать всех букв русского языка, знать только первую букву слова «Единая Россия», но важно уметь считать до шести. То есть если человек умеет считать до шести, он ведь даже не закончил еще первый класс – он где-то в районе первой четверти первого класса, он еще все буквы не прошел, но он уже может проголосовать. И это основной расчет. Я смеюсь-то смеюсь, но это очень важно, потому что возможность прочитать, то что написано в бюллетене, ознакомиться с программой, прочитать название партий и выбрать среди названий – это тест, по сути, это образовательный ценз.
Тем, что мы убираем этот образовательный ценз и просим просто голосовать за номер, – это очень характерно. Значит, происходит такое манипулирование сознанием, понижение ценза, сведение его до нуля.
– Разработка с бюллетенем Бисмарка дальше пойдет?
– Очень сомневаюсь, чтобы это дальше шло, слишком многое надо изменить, ну, например, такая простая вещь, что чтобы делать такие проекты, нужны инвестиции. Принципиально на какие инвестиции это возможно? То есть, кто в принципе может развивать вот эту технологию? Ну, «Яндекс» что ли? Точно не будет, мы коммерческая организация. Лично Сегалович – почему именно этот проект, почему не пять других? Но идея красивая.